Хаджимба решит

Претенденты на пост президента Абхазии обещают усилить независимость страны, но не уходят от ориентации на Россию

Сегодня в Абхазии пройдет первый тур досрочных президентских выборов, вызванных смертью президента Сергея Багапша. Претендентов трое: Александр Анкваб, Сергей Шамба и лидер оппозиционной партии «Форум народного единства» Рауль Хаджимба. Анкваб и Шамба до начала избирательной кампании занимали посты вице-президента и премьер-министра. Хаджимба тоже с 2003 г. был премьером, а с 2005 по 2009 г. – вице-президентом. Второй пост в стране он занял после драматичных выборов 2004 г. Россия тогда поставила на него, но победу одержал Багапш. Хаджимба результаты признать отказался, начались волнения, успокоить их удалось только проведением повторного голосования в январе 2005 г., Багапш пригласил его в вице-президенты.

Сейчас второго тура голосования не избежать, но печальный опыт 2004 г. вряд ли повторится: понимание нежелательности этого есть у общества и кандидатов, говорит главный редактор независимого портала «Абхазский узел» Роин Агрба. Тот опыт исключил и повторение явного вмешательства России (в 2004 г. российские депутаты агитировали за Хаджимбу). Однако и теперь многое зависит от единственного оппозиционера: по некоторым опросам, он покажет третий результат и, если он поддержит одного из кандидатов, это может решить исход выборов, считает абхазский политолог Инал Хашиг. Хаджимба накануне выборов утверждал, что победит сам. Победу ему (51,8% голосов) прочит и электронный опрос на сайте «Абхазского узла».

В начале кампании кандидаты подписали декларацию «За чистые и честные выборы», избирательная комиссия также исключает возможность фальсификаций. Голосования в основном проходят честно, абхазский избиратель не потерпит фальсификаций, демократические принципы в обществе развиты сильнее, чем у южных и северных соседей, хотя в последнее время были попытки их ослабить, говорит Агрба. Шамба объясняет успешный демократический опыт Абхазии (власть менялась только на выборах) особенностями менталитета и активной политической жизнью последнего десятка лет.

Все кандидаты обещают продолжать курс на укрепление государственных институтов, улучшение экономической ситуации и развитие отношений с Москвой, которая дает 70% поступлений в бюджет (в 2010 г. – 4,9 млрд руб., данные Счетной палаты). Инвестиции и кредиты на развитие взять можно только в России, признает Анкваб.

Критикующий власть за коррупцию Хаджимба призывает добиваться признания и другими странами. Пока о признании другими крупными государствами речи не идет, Россия может быть спокойна: развитие Абхазии не будет представлять опасности ее интересам, уверен политолог Евгений Минченко.