Одномоментное искусство

В Русском музее открылась выставка «Монотипия». Она представляет столетнюю историю использования этой печатной техники в отечественном искусстве
Е.Кузьмина

Небольшая выставка, состоящая из 80 работ, свободно разместилась в пяти залах Михайловского замка. Представлены почти все авторы, работы которых находятся в собрании Русского музея. Экспозиция скомпонована по хронологическому принципу. И тут видно, что монотипия, диктующая художникам создание отчетливо индивидуальной манеры, оказывается в то же время камертоном эпохи. По ключевым произведениям можно проследить историю страны и историю художественных стилей прошлого столетия.

Процесс получения монотипии напоминает технологию гравюры или литографии, но от большинства печатных техник ее отличает то, что оттиск можно получить единственный раз. Кроме того, отпечаток всегда будет отличаться от первоначального рисунка – под воздействием различных факторов цвет и форма так или иначе искажается. Художников привлекает именно непредсказуемость, позволяющая и вынуждающая пробовать, импровизировать, искать свои собственные приемы, экспериментировать.

Монотипии присущ широкий диапазон выразительных средств – результат зависит от того, какая бумага и краска используется. Важно и то, чем и как наносится краска – кисточкой, скальпелем, просто пальцами – способов много. Свобода в выборе материалов и приемов, необходимость работать очень быстро приводит к тому, что у каждого художника появляются свои технологии, секреты, очень личный подход к этой технике. Отсюда разнообразие произведений, выполненных в монотипии.

«Россия, которую мы потеряли» Кругликовой – дягилевские танцовщицы, написанные в стилистике, близкой мирискусникам. Безмятежные дачные пейзажи Екатерины Качура-Фалилеевой тоже из 1910-х. Революционные демонстрации у Юрия Великанова – двухцветная черно-красная графика – жесткая, без намека на характерную для монотипии импрессионистичность. Читающиеся как лозунги натюрморты авангардиста Александра Шевченко и фотографически точные нэповские типажи Константина Рудакова – из 30-х. Союзное государство, которые мы обрели, – этнографические зарисовки ленинградских и московских художников, командированных в среднеазиатские республики. Будни советских строек в 50–60-е – мягкий, акварельный вариант соцреалистической эстетики. Оттепельная тема – заграничный городской пейзаж – дождливый Эдинбург Давида Боровского.

В конце 60-х с монотипией активно, с невиданной до того смелостью экспериментирует Валентин Левитин. Его увлекает возможность комбинировать разные материалы, он умудряется придать своим кубистическим коллажам-натюрмортам видимую рельефность.

А вот с сюжетами 70-х и 80-х сложнее. В зале, посвященном этим десятилетиям, – только не фигуративное искусство. Показательны работы Евгения Михнова-Войтенко. Для него обращение к монотипии не только возможность передачи различных фактур, но и необходимость импровизации, вынуждающая действовать интуитивно.

Кураторы выставки говорят, что тотальная беспредметность застойных десятилетий на выставке не является их концептуальным шагом. Для них самих оказалось открытием: в коллекции Русского музея монотипия этого времени представлена именно такими работами. Дело, видимо, в том, что концептуален сам подход художников к монотипии на протяжении всего последнего столетия.-

Санкт-Петербург