Зеркало, в котором отражается твое лицо

Исповедь Наташи Кампуш любопытна не столько подробностями ее заточения, сколько тем, кому и зачем нужна публикация подобных историй

Выход подобных книг – зеркало, поднесенное к лицу общества. Детали истории австрийской девушки Наташи Кампуш, похищенной в 1998 г. и прожившей более восьми лет в крошечной подвальной комнатке, а затем бежавшей, в общем известны. Десятилетняя Наташа по пути в школу была схвачена 36-летним мужчиной, который засунул ее в фургон, отвез домой и поселил в подвале под гаражом. Был с ней то милостив, то жесток – давал ей книги, фильмы, кормил сладостями, но чем старше она становилась, тем чаще он ее избивал. Когда девочке исполнилось 14 лет, Вольфганг Приклопил сделал ее своей женой и на ночь пристегивал к себе пластиковыми наручниками. Для того чтобы выяснить все это, не нужно читать книжку. Достаточно заглянуть в сеть, проглядеть и послушать интервью Наташи; возможно, посмотреть, как она выглядит, порадоваться, что внешних следов ее заключение не оставило никаких – перед камерами сидит симпатичная белокурая девушка, общается раскованно, улыбается открыто.

Тем не менее эта книга, полная невеселых подробностей, вышла в свет, сейчас же стала мировым бестселлером, в 2012 г. киностудия Constantin Film собирается выпустить по ней фильм.

Сама Наташа Кампуш пишет в финале своей исповеди, что с помощью этой книги попыталась «завершить самую длинную и самую темную главу» своей жизни. Наверное, ей действительно важно было вербализовать жуткий опыт – и так его осмыслить, так от него освободиться. Ей – да. Но подобные рассказы невероятно востребованы и читателями. И дело тут вовсе не в цинизме книгоиздателей, кинопродюсеров, которые просто отзываются на спрос.

«Реальная» история, рассказ об обязательно личном и обязательно необычном, экзотическом, странном или страшном опыте – сегодня один из самых популярных жанров на американском и европейском книжных рынках. Не издатели хотят это издавать – люди жаждут это читать, с помощью чужих острых эмоций пытаясь вырваться за рамки собственного стертого, бедного на яркие впечатления существования.

В этом смысле книга Наташи Кампуш – рассказ не только о ней и ее мучителе, но и о каждом, кто захотел эту книгу купить. Это действительно зеркало – пусть кривое, но суть существования миллионов отражающее совершенно точно. Одни играют в других, наслаждаясь собственной властью и их унижением. Другие на это соглашаются. Из желания комфорта, страха, из романтических ожиданий, не имеющих никакой почвы в реальности.

Наташа Кампуш несколько раз повторяет одну и ту же важную для нее мысль: ее похититель не был стопроцентным чудовищем, он был всего лишь больным человеком, желавшим ласки. И еще – порождением воспитавшего его общества. Поэтому общество должно не просто клеймить его и отворачиваться от него, но и нести за него ответственность. Понятно, что обществу слышать это неприятно – гораздо удобнее признать, что подобные соображения Наташи всего лишь проявление стокгольмского синдрома.

Признавать правду и в самом деле тяжко, соглашается Наташа Кампуш. «Но несравненно труднее, когда кто-то держит перед тобой зеркало, в котором отражается чужое лицо».