Красочные инвестиции

«Дочка» норвежской Orkla Group Jotun построит в Ленобласти лакокрасочный завод стоимостью $50 млн

Jotun Group

производитель красок. Включает 70 компаний и 38 заводов по всему миру. крупнейший акционер – входящая в Orkla Group Lilleborg (38,2% голосующих акций). финансовые показатели (2010 г.): выручка – $2 млрд, чистая прибыль – $129,6 млн.

Производитель лакокрасочной продукции Jotun намерен в I квартале 2012 г. начать строительство завода в Ленинградской области, рассказал «Ведомостям» гендиректор ООО «Йотун пэинтс» (российская «дочка» компании) Класс Янсон. Строительство завершится в конце 2013 г. Завод будет производить эмалевую, водорастворимую и ацетоновую краски (15 млн л в год), а также порошковое покрытие (3000 т). Инвестиции в проект – $50 млн, делится Янсон. Это будет первый завод Jotun в России. Компания начала бизнес в России в 1991 г. с продажи судовых красок.

По словам Янсона, завод займет 9 га в индустриальном парке «Федоровское». Парк, занимающий 121 га в Тосненском районе, принадлежит UFG Asset Management. Связаться с представителями парка в пятницу не удалось, пресс-служба UFG Asset Management сообщила, что ей неизвестно о сделке.

Пресс-секретарь комитета экономического развития правительства Ленобласти Александр Бутенин сообщил, что 31 августа будет подписан меморандум о сотрудничестве с Jotun, а также документы о покупке участка под завод. Цену земли и условия продажи он не называет.

Земля в «Федоровском» может стоить около $30 за 1 кв. м, но конечная цена участка будет в разы выше за счет проведения коммуникаций, оценил руководитель отдела коммерческой недвижимости «Найт Фрэнк Санкт-Петербург» Михаил Тюнин. Индустриальный парк «Федоровское», по его оценке, заполнен примерно на 35%. Эта промзона находится недалеко от федеральной трассы Москва – Петербург и железной дороги, рассуждает он. Участок в технопарке Greenstate в Горелово и парке «Марьино» обошелся бы вдвое дороже, считает он.

Потребление краски на душу населения в России – около 4–7 л в год, в европейских странах приближается к 20 л в год, потребление декоративных красок растет в среднем на 10% ежегодно, передал через пресс-службу Симо Лайтала, генеральный директор Tikkurila в России. На трех площадках в Петербурге и одной в Старом Осколе Tikkurila производит 135 млн л красок (45% производственной мощности всего концерна). Во II квартале 2011 г. «Хим-курьер» оценивал долю Tikkurila на рынке декоративных лакокрасочных материалов в России в 19%. Доминирующее положение на рынке у марок Tikkurila, подтверждает Алексей Иовлев, гендиректор «Метрики». По его словам, этот рынок до сих пор неконсолидированный, с большой долей небрендированной продукции.

Рынок нацелен в основном не на промышленное, а на частное потребление, что спасло его от сильного спада в кризис – люди все равно продолжали делать ремонт, говорит гендиректор консалтинговой компании «Решение» Александр Батушанский. Потребление стройматериалов застройщиками в 2009 г. упало на 40–60%, в то время как отделочные материалы могли потерять не более 20%, рассуждает эксперт.

В сегменте отделочных материалов на импорт приходится до 50% и эта доля увеличивается, говорит Батушанский. Он называет открытие завода в России логичным решением и полагает, что инвестиции Jotun окупятся через 5–7 лет. Строительство собственного завода и грамотное позиционирование позволит Jotun занять долю рынка за счет вытеснения небольших игроков, считает Иовлев.