Лунный десант

Компания Тимура Бекмамбетова Bazelevs выпускает псевдодокументальный космический триллер «Аполлон 18» – наш ответ всевозможным «ведьмам из Блэр» и «паранормальным явлениям»
sony pictures

Граждане, сенсация! Секретные материалы! Компания Тимура Бекмамбетова представляет архивную хронику, отснятую американскими астронавтами в 1974 г. на Луне, где были найдены неоспоримые доказательства чужого присутствия.

Во-первых, пилоты NASA обнаружили буквально русский след – отпечатки подошв советских космонавтов, главное свидетельство того, что «Аполлон 18» все-таки наше кино, хотя и сделанное интернациональной командой во главе с испанским режиссером Гонсало Лопесом-Галлего.

Во-вторых, американцы вслед за русскими столкнулись с внеземной формой жизни. В отличие от других освоенных кинематографом небесных тел на Луне обитают не слизистые монстры, не гигантские жуки и даже не заползающие в ноздри макароны. Там живет нечто малобюджетное, но тоже очень агрессивное.

В остальном «Аполлон 18» напоминает любой другой фильм, притворяющийся документальным подтверждением существования чего-нибудь сверхъестественного – черной магии, годзилл, барабашек или маленьких зеленых человечков. Черно-белая, местами аккуратно поцарапанная пленка. Портативная камера в руках дрожащих от страха и возбуждения персонажей. Сюжет, состоящий из криков «Что здесь, черт возьми, происходит?!».

Эту заразу занесла в большое кино «Ведьма из Блэр» (1999) – дешевая имитация любительской съемки в лесу, благодаря грамотной рекламной кампании в интернете заработавшая в мировом прокате $248,6 млн. Следующей вехой был «Монстро» (2008) – отчет о разрушении Нью-Йорка неведомым чудовищем, как будто бы снятый трясущимися руками очевидца (мировые сборы – $170,7 млн). А годом позже вышло «Паранормальное явление» – совсем уже копеечный любительский хоррор про дом с полтергейстом, напугавший зрителей на $193,3 млн (поразительно, но продолжение вытянуло из кошельков еще $177,5 млн).

Вероятно, и у Бекмамбетова есть основания метить в прокатную десятку США.

«Аполлон 18» добавляет к заезженному за десятилетие методу свежий, хотя и не революционный жанровый зигзаг. Помимо прочего он напоминает о фильме Алексея Федорченко «Первые на Луне» – соцартовском коллаже под видом документальной ленты о неведомой миру миссии советских космонавтов. Только у Федорченко кино было иронично-завиральным (часть публики Венецианского фестиваля даже купилась на розыгрыш), а Бекмамбетов и Лопес-Галлего сделали более традиционный космический ретро-триллер, отсылающий к фантастике 1970-х. И намекающий на иронию лишь едва заметными деталями. Например, в альтернативной реальности «Аполлона 18» Джон Кеннеди как ни в чем не бывало произносит речь в 1974 г. А негостеприимные лунные существа первым делом воруют у астронавтов американский флаг.