В Москве открылась выставка Сальвадора Дали

В Пушкинский музей привезли из музея-театра Сальвадора Дали в Фигерасе 25 картин и 90 графических листов. Попытались сделать выставку-спектакль, представление не удалось, но сам Дали не подкачал
AP

Сальвадор Дали – один из самых популярных художников ХХ века – великий и ужасный, сюрреалист. Его музей-театр в Фигерасе – шутовской замок с огромными яйцами на крыше и гипсовыми какашками (официально считается, что булочками) на стенах – устроен гениальным создателем пышных эффектов из всего, что есть в голове и под рукой. Картины и графика – только часть спектакля, приводящего в этот каталонский городок толпы туристов. И они не бывают разочарованы, если понимают, чего от Дали ждать (напора, наглости, чертовщины), а чего не стоит (изящества, благородства и интеллектуальной дисциплины).

Публика, которая пойдет в Пушкинский музей на выставку «Сальвадор Дали», тоже, легко предположить, разочарована не будет и увидит художника, которого знает. Из Фигераса к нам привезли не самые знаменитые его картины, многих хрестоматийных вещей там просто нет, но привезенное вполне представляет метод Дали, его способ конструирования картины и вызывает ожидаемое, часто неприятное, но удивление зрителей.

Тройка первых работ демонстрирует, что Дали начинал как весьма посредственный живописец, но выставка быстро берет разгон и показывает «Внутриатомное равновесие лебединого пера» со скрюченной птичьей лапкой и бледной, наверное, гипсовой, но кажется, что отрубленной человеческой пятерней; крохотный «Портрет Гала с двумя бараньими ребрышками, удерживающими равновесие на ее плече» с глумливой улыбкой жены и музы самопровозглашенного гения, туманно-мистическую «Сюрреалистическую композицию с невидимыми фигурами».

Дали, отдадим ему должное, умел превратить картину в зрелище несколькими нехитрыми приемами, придуманными им самим, подсмотренными у старых мастеров и современников-сюрреалистов. И если он обещает в названии, что пятьдесят абстрактных картин сложатся в три портрета Ленина в виде китайца, то вы это увидите.

Живопись в Белом зале продолжает графика на колоннаде. Две очень хорошие, выразительные и изобретательные серии иллюстраций – к «Дон Кихоту» Сервантеса и к «Жизни Бенвенуто Челлини» – разбавлены набросками к известным картинам и сюжетам. Особенно хорош карандашный этюд к «Портрету Гала», глядя на который не остается сомнений, что Дали превозносил свою женушку потому, что до смерти ее боялся.

Интересна и подборка старых фотографий, где Дали еще очень красив, Гала элегантна и оба пока не превратились в испорченных бурно прожитыми годами и всяческой невоздержанностью стариков – пародий на художника и его музу.