Валютный тандем

На финансовых рынках стало одной тихой гаванью меньше: Швейцария фактически привязала курс франка к евро. Другое убежище от рисков – золото вчера установило очередной рекорд: $1920 за унцию
Bloomberg

ЦБ Швейцарии установил минимальный курс обмена евро в 1,2 франка и заявил о готовности поддерживать его с «исключительной решимостью и путем скупки в неограниченных количествах иностранной валюты». Франк тут же рухнул: евро вырос на 9,5% до 1,2158 франка, доллар – на 7,8% до 0,848 франка.

Это заявление выдержано в гораздо более решительных и резких тонах, чем в 2009–2010 гг., когда ЦБ Швейцарии проводил интервенции на рынке, пытаясь сдержать рост франка, отмечает валютный стратег Bank Sarasin Алессандро Би: «Им некуда отступать. Они сделают все, чтобы защитить курс. Они должны противостоять давлению или просто закрыться».

Дорогой франк – главная головная боль швейцарских властей. Он представляет «реальную угрозу экономике и несет риски дефляции», говорится в заявлении центробанка. Из-за него ВВП, по прогнозу аналитического центра BAK Basel, в следующем году вырастет всего на 0,8%.

Курс франка растет из-за спроса инвесторов, напуганных долговым кризисом в развитых странах. ЦБ в ближайшие месяцы придется вести с ними «кровавую битву», полагает валютный стратег Rabobank Джейн Фоли. В отличие от других развитых стран финансы Швейцарии в отличном состоянии: профицитный бюджет до 2015 г., положительное сальдо текущих операций – 14,7% ВВП в 2010 г., безработица – менее 3%. Поэтому франк считается безрисковым активом и с начала года подорожал к евро на 16,9% – 9 августа они почти достигли паритета: 1,0094 франка/евро.

В начале августа, чтобы остановить взлет курса, ЦБ Швейцарии снизил целевой диапазон трехмесячной процентной ставки с 0–0,75 до 0–0,25% и увеличил объем средств на беспроцентных счетах банков в ЦБ с 30 млрд до 200 млрд франков ($244 млрд). Те интервенции позволили ЦБ опустить курс франка почти до 1,2 евро (29 августа), но в последние дни он снова стал расти из-за возросших опасений относительно европейского долгового кризиса и стагнации в США.

Успех оказался временным, отмечает аналитик JPMorgan Пол Меггизи, инвесторы восприняли падение франка как возможность покупки на более привлекательных уровнях.

Теперь ЦБ готов к прямым интервенциям, полагает валютный аналитик UBS Мансур Мохи-Уддин, несмотря на недавний неудачный опыт. С марта 2009 г. по июнь 2010 г. ЦБ продавал франк, но не смог переломить тенденцию. Скупленные им евро и доллары продолжили дешеветь к франку, к возмущению общественности, принеся Центробанку в 2010 г. 32,7 млрд франков убытка.

На этот раз швейцарская публика поддерживает действия ЦБ, даже если они приведут к потерям, констатирует Мохи-Уддин. Экспортеры и политики в последнее время призывали ЦБ предотвратить укрепление франка. Фондовый индекс SSMI вчера на радостях подскочил на 5,3%.

Би ожидает, что несколько месяцев евро будет стоить около 1,2 франка, а в 2012 г., если кризис в еврозоне ослабнет, может подрасти до 1,3 франка.

Другой актив, куда бегут инвесторы в эту фазу кризиса, – золото – вчера установил очередной рекорд: $1920,3 на спотовом рынке. Но после объявления ЦБ Швейцарии цена рухнула на 2,5% за несколько минут. Аналитики объясняют это реакцией трейдеров, привыкших рассчитывать на то, что франк и золото, как два самых популярных убежища от рисков, движутся в одном направлении. Но в дальнейшем решительные действия Швейцарии в отношении франка должны лишь повысить привлекательность золота из-за сокращения числа альтернативных инвестиций, считает Эдель Талли, стратег по рынку драгметаллов UBS.

Из-за того что инвестиционный спрос на золото все растет, неизбежны более частые и резкие колебания цен, полагает Остин Уиддл из брокерской компании Sharps Pixley. 23 августа цена золота достигла рекордных $1911,46, потом за два дня рухнула более чем на $200, но неослабевающие страхи относительно углубления кризиса толкнули цену к новому максимуму.