Вектор


Впереди зерновоза

Как только стало понятно, что Россия не будет продлевать эмбарго на экспорт зерновых после 1 июля, аналитики начали наперегонки повышать прогноз по экспорту – с 10–15 млн т на конец мая до 25 млн т в июле. При этом Минсельхоз был в отстающих. Экспортеры устанавливали рекорд за рекордом по отгрузке на экспорт: 2,6 млн т в июле (включая зерновой эквивалент муки), около 3 млн т в августе (предварительные данные). Серию прервала традиционная для урожайных лет пробка на Северо-Кавказской железной дороге: к концу августа здесь скопилось более 3600 вагонов с зерном в адрес Новороссийска. В результате с 27 августа РЖД ввела ограничения на погрузку зерна в адрес портов Новороссийска. И вот вчера во время встречи с президентом министр сельского хозяйства Елена Скрынник впервые в новом сезоне не только понизила прогноз по экспорту зерна, но и опередила корректировки экспертов: «В этом зерновом году в плане [реализации на экспорт] до 20 млн т». Хотя еще месяц назад она не исключала экспорта по верхней границе – до 23 млн т.

Когда в товарищах согласья нет

Вокруг закона об обязательном страховании ответственности владельцев особо опасных объектов вновь ломаются копья. Документ, принятый в первом чтении еще в 2005 г., должен вступить в силу 1 января 2012 г., т. е. меньше чем через четыре месяца. Но тарифов, по которым эти предприятия будут страховаться, нет до сих пор. Рассчитать их должен Минфин, а утвердить правительство. Но предложенный вариант предприятия не устраивает. Против сути закона (защита пострадавших в случае аварии) они не возражают, а вот конкретные цифры повергают в шок, признаются менеджеры компаний. Например, следует из проекта тарифов, по сравнению с действующими ставками добровольного страхования обязательные возрастают для отдельных компаний в сотни раз, говорит руководитель подкомитета РСПП по обязательным видам страхования Андрей Денисов. Так, расходы одной только РЖД на такое страхование с 1 января могут увеличиться в 255 раз, сообщила вчера компания. Годовую премию страховщиков по этому виду страхования промышленники оценивают примерно в 30 млрд руб., а выплаты, говорят они, должны составить 80% от премий, или 24 млрд руб.

Недавно руководители РСПП, ТПП, «Деловой России» и «Опоры России» обратились к премьеру Владимиру Путину с просьбой отложить вступление закона на год. Нужно детально рассчитать тарифы, но промышленники гарантируют, что будут платить пострадавшим.

Впрочем, ничего странного в ожидаемом росте тарифов нет. Как только какой-то вид страхования в России становится обязательным, тарифы на него тут же взлетают. Классический пример – ОСАГО.