Кутюрье-освободитель

Музеи Московского Кремля открыли выставку «Пуаре – король моды», посвященную кутюрье, считавшему себя не портным, а художником. В начале прошлого века он придумал для женщин новые наряды – такие носят до сих пор
А.Махонин

Выставка о Пуаре открыта как раз вовремя. Официально – к столетию приезда кутюрье в Москву, где его показы и лекции были приняты с восторгом в отличие от официального Петербурга: там его гастроли провалились. А по сути, потому что наряды с драпировками, манто внакидку, платья-футляры и шаровары, к которым очередной раз сегодня повернулась мода, впервые сто лет назад придумал Поль Пуаре. Он же освободил женщин от столетнего гнета: в 1906 г. Дениза Пуаре – жена, муза и модель – явилась на крестины дочери в платье без корсета, по тем временам все равно что голая.

Модель этого платья, между прочим, называлась «Лола Монтес» – именем танцовщицы и авантюристки, соблазнительницы с плохой репутацией. Пуаре обожал женщин и придумывал наряды не только нравящиеся им, но и в которых они должны были нравиться мужчинам. Что сегодня, кажется, редкость даже в намерениях модельеров.

«Пуаре – король моды» занимает сразу два кремлевских выставочных зала – Патриаршего дворца и Успенской звонницы, и везде можно встретить платья, как из соседнего с Кремлем магазина. Например, шелковый «Кирпич» (модели не всегда носили благозвучное название), оранжевый окрас которого несколько подвыцвел, с трогательной черной отделкой никак не заподозришь в девяностолетнем возрасте. Не менее свежо выглядит и прямое льняное платье с отделкой, отрезанной Пуаре от скатерти, привезенной из московского путешествия, хотя оно сшито в далеком 1912 году.

Еще один экспонат раздела «Пуаре и Россия» – белое с голубым платье, расшитое по подолу и рукавам бисером и стеклярусом. Оно из петербургского Эрмитажа (остальные наряды – из парижского Музея моды и лондонского Музея Виктории и Альберта), было сшито в местной мастерской, но точно повторяло модель Пуаре.

От того, что его наряды просты в крое и легко копируются, Пуаре пострадал как бизнесмен. Он пытался обуздать пиратов, особенно американских, тиражировавших его модели, и впервые ввел в свою область лицензирование – давал разрешение на «правильную копию». Однако расточительность и любовь к искусству полностью его разорили. Ну и конкуренты, конечно. Коко Шанель, стандартизировавшая и упростившая женскую одежду, лишившая ее чувственности, лучше отвечала духу послевоенного времени, когда женщины вынуждены были работать вместо мужчин, а не обольщать их. А платья и манто Пуаре обволакивали тела, ниспадали с плеч, годились для театра, а не для службы. Конечно, и в двадцатые годы Пуаре шел в ногу со временем, но не так быстро, как требовалось.

Кроме нарядов на выставке демонстрируют крохотные дамские шапочки, флаконы от фирменных духов, фотографии и графику. Картинки придают атмосфере особое очарование. Пожалуй, только в печатной рекламе Пуаре не был новатором, он не фотографировал своих манекенщиц, а ангажировал художников. Они рисовали картинки для его журналов, фирменных бланков и конвертов, и в очаровательных, капризных тонких и глазастых девушках, жеманницах и кокетках, женщины узнавали себя и заказывали наряды у Пуаре.

Поскольку музейный обмен между Россией и США почти год как прекращен, нью-йоркский Метрополитен-музей в московской выставке участия не принял. Светлана Алехина, куратор «Пуаре – король моды», на вопрос, не пострадала ли от этого выставка, осторожно ответила, что она стала другой. Но стоит посмотреть каталог, где приведены не доехавшие по политическим причинам платья, как станет ясно, как многого лишился московский зритель. Ведь платья лучше всего рассказывают нам о женщинах, которые их носили. А платья от Пуаре утверждают, что за сто лет женщины почти не изменились.