Невыгодная стабильность

Конкурентоспособность России на мировом рынке стабильна и из-за этого снижается: другие развивающиеся страны неуклонно сокращают разрыв с развитыми, показывает опрос Всемирного экономического форума (ВЭФ)
fotoimedia/ Игорь Табаков

В ежегодный «Глобальный рейтинг конкурентоспособности» ВЭФ в этом году включены 142 страны. Тройка лидеров за год не изменилась, первое место – у Швейцарии. США потеряли лидерство в 2009 г. и с тех пор опускаются все ниже, в этот раз – на одну ступень до пятой строчки. Китай, занявший 26-е место, остается наиболее конкурентоспособной страной среди развивающихся экономик.

Россия за год потеряла три строчки, опустившись на 66-е место. Это самый низкий уровень за последние шесть лет (в 2005 г. ВЭФ изменил методику рейтинга, и данные прежних лет с новыми несопоставимы). Значительное улучшение макроэкономической среды (по этому показателю Россия поднялась сразу на 35 строчек до 44-го места) не компенсировало низкого качества институтов (128-е место, опустилась на 10 позиций), недоразвитости рынка (8-е место по размеру, 128-е по эффективности против 123-го годом ранее), конкурентоспособности компаний (114-е, на 13 строчек вниз). Снижение ряда показателей и рейтинга в целом произошло на фоне роста конкурентоспособности других стран, отмечает партнер Strategy Partners, соавтор российской части рейтинга ВЭФ Алексей Праздничных: «Здесь важно бежать быстрее конкурентов».

В 2005 г. Россия получила 3,5 балла из семи возможных, однако последние пять лет ее оценка стабильна на уровне 4,2 (кроме 2008 г. – 4,3 балла принесли 51-е место, максимально высокое с 2005 г.).

В то же время развивающиеся страны постепенно, но неуклонно сокращают разрыв с развитыми, говорится в отчете ВЭФ: средняя оценка 80 развивающихся экономик за 2005–2011 гг. выросла с 3,7 до 4, тогда как развитые оставались на пятибалльном уровне. Разрыв между двумя крупнейшими экономиками мира – Китаем и США – за это время сократился в 3,4 раза (см. инфографику). На фоне падения позиций Греции и Ирландии дальнейшая стагнация или снижение конкурентоспособности развитой части мира не кажутся такими уж неочевидными, говорится в отчете. Но Россия не сможет продвинуться без институционального прогресса, его отсутствие – среди самых серьезных ограничителей, пишут авторы рейтинга. Укрепление верховенства закона и защиты прав собственности, улучшение функционирования судебной власти, повышение уровня безопасности принесли бы экономике очень большую пользу, советуют они.

Рейтинг конкурентоспособности рассчитан по 111 индикаторам, из них 65% основаны на опросе 14 000 руководителей крупных компаний (в том числе около 300 – в России), остальные – на данных статистики. Индикаторы объединены в 12 групп, поделенных на три блока: базовые условия для бизнеса, факторы эффективности и инновационные факторы. Для конкурентоспособности наиболее богатых стран с ВВП на душу более $17 000 большее значение имеют факторы эффективности (50%) и инноваций (30%), в оценке самых бедных, с ВВП на душу менее $2000, 60% приходится на базовые условия (состояние институтов, инфраструктуры, макроэкономической среды, здравоохранения и школьного образования). Для середнячков с ВВП в $3000–8999 на душу значимость базовых факторов снижается (40%), повышается вес факторов эффективности (50%) и инноваций (10%). Россию ВЭФ много лет относит к странам переходного уровня – от второго к третьему, где самые богатые экономики. Лучше всего у России с факторами эффективности (55-е место), хуже всего – с инновационными (97-е), по базовым она на 63-м месте.

Среди детальных показателей стабильно наихудшие у России – госрегулирование (132-е место), доверие полиции (132-е), защита прав собственности (130-е) и интересов миноритариев (135-е), качество дорог (130-е), а также сложность таможенных процедур (137-е), высокие барьеры для торговли (134-е), низкая клиентоориентированность бизнеса (136-е). Крайне низко опрошенные оценили надежность банков (129-е место), способность бизнеса адаптировать новые технологии (130-е) и привлекать прямые иностранные инвестиции (129-е).

Столь же стабильно высокие оценки Россия получает по сугубо статистическим данным: кроме размера рынка это низкий уровень госдолга (7-е место в мире), большое количество мобильных телефонов на каждые 100 человек населения (7-е), высокая женская занятость (18-е), распространенность высшего образования (13-е), качество математической и научной подготовки (50-е). По одному из более сотни индикаторов Россия много лет на первом месте в мире – это распространенность малярии (ноль случаев). Правда, это первое место она делит еще с семью десятками стран.

По данным опроса ВЭФ, ключевым барьером для развития бизнеса остается коррупция, и значимость этого фактора увеличивается (см. инфографику). На неэффективность госаппарата пожаловался почти каждый седьмой опрошенный, а преступность стала беспокоить вдвое больше руководителей бизнеса, чем в 2005 г.

«Конечно, ситуация ухудшилась, катастрофическая ситуация. Институты не работают, взятки берут за то, что должны делать, квалифицированных кадров почти нет», – сетует, соглашаясь с выводами ВЭФ, федеральный чиновник. Хотелось бы, чтобы госаппарат был более эффективен, но нельзя сказать, что в других развивающихся странах он намного лучше, знает партнер Еrnst & Young Александр Ивлев. Неэффективность госаппарата стала одним из главных тормозов развития, осознает директор департамента Минэкономразвития Сергей Беляков: «И многое делается, есть политическая воля». Но менталитет меняется годами и так же долго формируются институты, поэтому результаты проявятся не сразу, говорит он.

У России три ключевых преимущества – размер рынка, образование и природные ресурсы, и пять ключевых недостатков – коррупция, институты, неконкурентоспособный в мировом масштабе финансовый рынок, такие же компании и ограничения для конкуренции, перечисляет Праздничных. Работая по формуле «2 + 3» – устраняя недостатки и улучшая преимущества, Россия к 2030 г. вполне могла бы подняться в рейтинге ВЭФ на 30-е место, уверен он: «Никаких фундаментальных ограничений нет». За словами нет дел – вот главная проблема госуправления в России, говорит исполнительный вице-президент ТНК-ВР Михаил Слободин: «А инвесторам нужны конкретные действия, а не обещания». Зачастую государство, включая режим ручного управления, делает только хуже, добавляет он. «Приходят более грамотные люди, законы правильные принимаются, но почему-то ничего не меняется. Чиновники все те же, что в фельетонах из советского «Крокодила». Пока не изменится общая культура в стране – госаппарат лучше не станет», – считает председатель совета директоров группы «Каскол» Сергей Недорослев.