Потери от курса

Альфа-банк увеличивает объем бизнеса в основном за счет кредитования. А вот прибыль его, прежде всего от потерь на операциях с валютой, сократилась

По итогам первого полугодия рост кредитного портфеля Альфа-банка составил 18%, его размер достиг $18,7 млрд, следует из опубликованной вчера отчетности банка по МСФО. По РСБУ кредитный портфель Альфа-банка вырос всего на 6%. Рост по системе, по данным ЦБ, – 8,4%. В связи с существенным укреплением рубля в рублевом выражении рост был значительно меньше. Если выразить цифры РСБУ в долларах, то рост составит 15%, пояснил представитель банка. Остальной эффект дала консолидация, в том числе дочернего банка в Нидерландах.

Однако розница по-прежнему составляет только 13% от общего портфеля, так что скорей всего рост не связан с конкретным сегментом, отмечает аналитик банка «Открытие» Ольга Найденова: «Корпоративный сегмент по-прежнему является драйвером роста, большую часть портфеля составляют кредиты торговым предприятиям».

Альфа-банк

коммерческий банк. основные владельцы – Михаил Фридман (36,47%), Герман Хан (23,27%), Алексей Кузьмичев (18,12%), Петр Авен (13,76%). финансовые показатели (МСФО, 30 июня): активы – $ 31,5 млрд., капитал –$3,5 млрд. прибыль – $275 млн.

«Они более массированно стали развивать свой розничный бизнес, в особенности в сегменте POS-кредитования и кредитных карт, рост розничного портфеля составил 40% в годовом исчислении», – объясняет аналитик Moody’s Евгений Тарзиманов. Рост розничного портфеля привел к росту комиссионного дохода на 340% в годовом исчислении – это очень хорошая динамика, рынок рос более умеренно, добавляет Тарзиманов.

Рост в 66%, уточняет представитель банка, происходит в основном за счет розничного бизнеса, что связано с появлением новых продуктов с добавленной стоимостью (например, кобрендовые карты), ростом объемов электронного и мобильного банкинга, а также вызван общим ростом числа клиентов (в том числе премиальных) до 5,7 млн человек.

Рост кредитования выше рынка позволяет Альфа-банку быстрее занять большую долю на рынке, однако это сопряжено с высокими рисками, предупреждает Тарзиманов: «Основная прибыль стала скромнее по сравнению с прошлым годом, сократившись с $296 млн до $275 млн, но доходность активов на уровне 2,1% соответствует среднерыночному показателю».

Снижение связано с потерями по операциям с валютой и с досозданием резервов, поясняет он.

Убыток от курсовой переоценки составил $220 млн против прибыли в $393 млн за аналогичный период прошлого года. Отчисления в резервы снижаются – $48 млн против $168 млн. У банка не было положительного эффекта от роспуска резервов, он продолжает делать высокие отчисления, но это и позволяет снизить риски от агрессивного роста, считает Найденова.