Отзывчивые художники

Выставка «Датские мастера. 1800–1850» в Пушкинском музее показала лучших датских художников первой половины позапрошлого века. Они, как и их русские современники и коллеги, очень любили Италию
Е.Разумный

Выразительные женские и мужские, трогательные детские портреты, изображения мастерских художников с их обитателями (женами, сыночками, дочками и сестрами), городские и сельские пейзажи и марины, образы Италии – вот о чем картины, представленные на датской выставке. Они в основном светлые, с солнечными бликами, а если на небе тучи, то только торжественные. Дания – страна с сумрачным климатом, но этого в ее национальной живописи не заметишь, потому что поэзия искусства выше прозы жизни, как считали художники, неоклассики и романтики, в те времена во всей Европе.

Выставка, приуроченная к государственному визиту, даже королевскому, не обязательно впечатляет. И дело не в политических взаимоотношениях, а как раз в культурных. Датская школа живописи не занимает в истории европейского искусства почетного места, но и русская, будем честны, там мало ценится. Но мы знаем, как хороши картины русских художников – современников Пушкина и Гоголя, и датчане свою живопись времен Андерсена и Кьеркегора любят и уважают. Ну и, естественно, гордятся скульптором Бертелем Торвальдсеном, всеевропейским классиком.

Государственный художественный музей Копенгагена и Музей Торвальдсена предоставили на выставку к визиту королевы Маргрете II c семейством 48 картин важных для них и незнакомых нам художников и несколько мастерских рисунков Торвальдсена.

Все увиденное на «Датских мастерах» приятно для глаза и понятно московскому зрителю, воспитанному на Третьяковке. Тяга к Италии особенно. Римские виды Кристофера Вильхельма Экерсберга, закончившего Академию художеств в Копенгагене с золотой медалью, а потом на семь лет уехавшего в Париж и Рим, напоминают брюлловские если не письмом (наш темпераментнее), то сюжетами. Лесные пейзажи Питера Кристиана Скоугора и сельские Йохана Томаса Лундбю заставляют вспомнить Ивана Шишкина (общее немецкое влияние).

Но датские портреты первых десятилетий позапрошлого века русские того же времени мало напоминают – они суше и строже, особенно мужские. Портрет жены Кристиана Кёбке – один из лучших на выставке – написан с большим чувством, по-датски и немного по-голландски и по-немецки.