Патриотизм здесь неуместен

Президент Дмитрий Медведев потребовал от правительства сократить число авиакомпаний, разработать программу обновления гражданского авиапарка и прекратить преференции отечественным самолетам
А.Махонин

До сих пор государство не препятствовало покупке иностранных самолетов, только если не было российского аналога, иначе для иномарок действует пошлина в 20%, говорит Евгений Шаго из «Ингосстрах-инвестиций». Список судов, на которые распространяется пошлина, недавно сократили, но общий вектор политики не изменился, отмечает он. При этом серийный выпуск самолетов, разработанных еще в СССР (Ту-204, Ту-214, Ил-96), не превышал последние годы десятка бортов в год, а на заявленное ежегодное производство 60–70 Sukhoi Superjet 100 нужно время, отмечает Олег Пантелеев из «Авиапорта». К тому же Superjet 100 для прямых дальних перевозок не подходит, отмечает Шаго.

Замминистра транспорта и бывший гендиректор «Аэрофлота» Валерий Окулов вчера не исключил, что сокращение числа авиакомпаний может быть серьезным. Ведь по новым правилам самолеты должны быть оборудованы системами предупреждения сближения с землей и столкновения в воздухе, сказал Окулов, а такие системы не устанавливаются на большинстве Ту-134, Ан-24 и Ан-26. И Шаго, и Игорь Николаев из ФБК сходятся в том, что в результате такой консолидации отрасли цены на авиабилеты вырастут. А большие компании не захотят брать на себя все рейсы, которые сейчас обслуживают их мелкие конкуренты, добавляет Николаев.

Нужна «большая программа» обновления парка гражданской авиации, заявил вчера президент Дмитрий Медведев в Ярославле, где в среду разбился Як-42, перевозивший хоккейную команду «Локомотив». Он потребовал отказаться от практики поддержки национальных производителей: «Ценность человеческой жизни выше, чем все остальные соображения, включая поддержку национального производителя. Если наши не способны раскрутиться, надо покупать воздушные суда за границей» (цитата по kremlin.ru).

По ФЦП «Развитие транспортной системы» на поддержку гражданской авиации в 2011–2015 гг. из федерального бюджета планируется выделить 300 млрд руб. Средства на обновление парка есть для государственных авиакомпаний, а нужны стимулы для частных, заявила замминистра финансов Татьяна Нестеренко. «Придется снижать или полностью отказываться от импортных пошлин на самолеты, разрабатывать сверхльготные лизинговые схемы, дополнительно субсидировать ставки по кредитам», – считает сотрудник аппарата правительства.

В российских авиакомпаниях, несмотря на усилия государства, и так преобладают иномарки (см. врез). Они надежнее и экономичнее в эксплуатации, не раз заявляли руководители авиакомпаний, оправдывая очередное приобретение американских Boeing или европейских Airbus. А отечественный авиапром «даст урожай» только через 10–15 лет, считает менеджер одной из авиакомпаний.

По сути, президент предлагает изменить госполитику в авиапроме, однако это вряд ли принесет результаты, считает Шаго. Крупные компании уже обновили парк, а средним и мелким локальная поддержка, например в виде субсидий по кредитам, не поможет, полагает он: «Деньги банки все равно не дадут». Такие авиакомпании до упора будут вырабатывать ресурс своих самолетов, прогнозирует Шаго.

Впрочем, Медведев вчера предложил и сократить число авиакомпаний, которых около 130. Сейчас 85% регулярных перевозок осуществляют 10 компаний, а все авиапроисшествия этого года произошли на рейсах, которые выполняли небольшие перевозчики, отметил Медведев.

Поручение президента уже выполнено, говорит сотрудник аппарата правительства: с будущего года регулярные рейсы смогут выполнять только перевозчики, имеющие как минимум 10 однотипных самолетов с количеством мест более 50, а с 2013 г. им необходимо будет удвоить количество таких самолетов, чтобы их рейсы остались в расписании. Такие правила утвердила правительственная комиссия во главе с вице-премьером Сергеем Ивановым в августе, знает чиновник. Однако на чартеры, бизнес-авиацию и региональные перевозки новые требования не распространят, признает он. Сейчас парком в 20 однотипных самолетов обладает не более 10 авиакомпаний, оценивает Шаго.

После заявления Медведева о ликвидации небольших авиакомпаний акции крупнейшего российского перевозчика – «Аэрофлота» на ММВБ взлетели на 2,7%; торги закрылись ростом стоимости бумаг в 1,23% (капитализация – 65,6 млрд руб.).