Два месяца на безопасность

Президент Дмитрий Медведев поручил премьеру Владимиру Путину до середины ноября придумать, как убрать с рынка поступающиеся безопасностью авиакомпании. Все правила уже есть, но не выполняются, парируют авиаторы

В России требования к авиакомпаниям одни из самых строгих в мире, парирует источник, близкий к «Аэрофлоту». «Государство не регулятор в чистом виде, а гораздо больше, – отмечает менеджер другой крупной авиакомпании. – Например, в каком еще бизнесе основной производственный персонал – в частности, пилоты – раз в год приходит к чиновникам и сдает экзамены именно по профессиональной подготовке? Кто одновременно и сертифицирует, и лицензирует?» Сейчас Росавиация занимается мониторингом финансового состояния перевозчиков, может приостановить или отозвать сертификат эксплуатанта и проч. А с 2012 г. авиакомпании, работающие на регулярных маршрутах, должны иметь не менее 10 самолетов (вместимостью более 50 кресел) и с 2013 г. – не менее 20.

После авиакатастрофы Як-42Д под Ярославлем, в которой погибло 43 человека (основной состав хоккейной команды «Локомотив» и экипаж) и двое было тяжело ранено, Медведев поручил правительству до 15 ноября разработать комплекс мер по прекращению деятельности «авиаперевозчиков, не способных обеспечить безопасность полетов» (текст поручения опубликован на www.kremlin.ru). Ответственный – Путин, говорится в документе.

«Количество авиакомпаний должно быть радикально уменьшено», – заявил Медведев еще в четверг на совещании по расследованию причин катастрофы. А министр транспорта Игорь Левитин отметил, что 10 крупнейших авиакомпаний из 130 имеющихся в России перевозят 85% пассажиров. Все катастрофы в этом году происходили именно с самолетами небольших перевозчиков, которые работают на местных линиях или чартерных маршрутах. В ответ Медведев потребовал «быстрее все объединить и создать современный набор авиакомпаний, которые будут охватывать всю страну».

Для охвата всей страны как раз и нужны небольшие региональные перевозчики, подчеркивает чиновник Минтранса. «Какая из магистральных авиакомпаний будет летать между городами на Камчатке, Чукотке, Якутии? – недоумевает он. – А если начнут, то какая будет цена?» Медведев, впрочем, поручил «принять срочные меры» по обеспечению субсидирования местных и региональных перевозок, а также лизинга самолетов независимо от страны-производителя. Речь идет о региональных судах, пояснил чиновник Минтранса.

Что же до требований по безопасности полетов, то они одинаковые для всех компаний, добавляет собеседник «Ведомостей». Но часто продление сертификата эксплуатанта – техническая процедура, признает он. Поручение президента направлено на особое внимание к персоналу авиакомпаний как ключевому элементу безопасности полетов: его обучению и поддержанию квалификации, поясняет чиновник Минтранса.