Книжки по-товарищески

В Политехническом музее прошла ярмарка независимых издательств «Новая площадь» – неформально и живо

Под легкими белыми навесами, которые то и дело пытался утащить ветер, смахивая с обложек брызги дождя, книгопродавцы из независимых издательств – «Ивана Лимбаха», Ad Marginem, «Время», «Новое литературное обозрение», «Гилея», Издательство Ольги Морозовой, «Розовый жираф» – упрямо продавали свои книжки. Меж прилавков, надвинув капюшоны, бродили преимущественно юноши и девушки и эти книжки (по немагазинно низким ценам) покупали. В проходах было тесно, покупателей собралось много, несмотря на постоянно припускавший дождь.

«В той плачевной ситуации, которая сложилась сегодня в книгоиздании и книготорговле, дождь – меньшее из зол», – строго прокомментировал происходящее Борис Куприянов, один из организаторов ярмарки, совладелец книжных магазинов «Фаланстер» и «Циолковский». Смысл «Новой площади», пояснил «Ведомостям» Куприянов, «в коммуникации между издателем и покупателями и в том, чтобы привлечь внимание к сложнейшей ситуации, которая складывается в книгоиздании, когда независимым издательствам все тяжелее выжить». «Мы хотели придать отношениям издателей и читателей товарищеское измерение», – подтвердил и один из идеологов ярмарки, глава Ad Marginem Александр Иванов.

Тем временем на сцене известный немецкий переводчик, но и председатель фан-клуба Марка Бернеса Михаил Рудницкий представлял редкие записи любимого певца. Рудницкий сменил византолога Сергея Иванова, который прочитал гостям ярмарки блестящую лекцию о византийских следах в Стамбуле и заодно представил свою новую книгу «В поисках Константинополя» (М.: Вокруг света, 2011). После песен Бернеса со сцены зазвучали строчки из Пушкина и Чуковского – доктор филологических наук Максим Кронгауз предложил детям и их родителям проиллюстрировать услышанное и затем сравнить результаты. Параллельно в магазине «Циолковский», расположенном в здании музея, социолог Борис Кагарлицкий вел дискуссию уже исключительно для взрослых – об идеологической роли повестей Носова про Незнайку в советском обществе.

Фестиваль в Политехе проходил одновременно с осенней книжной ярмаркой, но, как уверяли организаторы, вовсе не мыслился как альтернатива гиганту на ВВЦ. Впрочем, Александр Иванов признался, что читатели книг Ad Marginem пришли скорее на «Новую площадь». «Впервые за последние годы мы сняли стенд на ВВЦ, – рассказал он, – заплатив за место 53 000 руб. Средняя выручка за день на ВВЦ составила 10 000–15 000. В «Новой площади» издатели пока что участвуют бесплатно, и здесь, под дождем, наш оборот составил 30 000 в день».

Это неудивительно: фестиваль в Политехе – событие с точечной адресацией, рассчитанное на своих. «Свои» и пришли. Удивительно, что их оказалось много.