Простая конфиденциальность

Прежде чем выкладывать всю информацию о себе на онлайн-сервис, стоит внимательно прочесть соглашение о конфиденциальности. Но, как правило, такие соглашения очень длинные и мало понятны среднестатистическому пользователю. Несколько американских предпринимателей взялись решить эту проблему

Тексты соглашений о соблюдении конфиденциальности могут показаться чересчур длинными и неудобоваримыми. А если попытаться прочесть такой текст с мобильного устройства, то этот эффект усугубляется: ни один нормальный пользователь не станет продираться сквозь долгие и запутанные формулировки. А зря. Ведь именно эти соглашения определяют, какие данные о пользователе будет собирать данное мобильное приложение и в каких случаях эти данные могут быть переданы рекламодателям и другим третьим лицам.

Озабоченность общественности по поводу сбора персональных данных растет, предлагаются даже законодательные меры, усиливающие защиту пользователей. А американская компания PrivacyChoice озаботилась идеей упростить формулировки соглашений о защите пользовательских данных, с тем чтобы потребители могли без труда в них разобраться, а разработчики – без труда составлять такие соглашения.

PrivacyChoice проанализировала сотни вариантов соглашений о конфиденциальности, встречающихся в сети. На основе этого анализа основатель PrivacyChoice Джим Брок и его коллеги разработали инструмент, позволяющий разработчикам программ для мобильных устройств самим составлять основу таких соглашений, не прибегая к помощи юристов. Создатели приложений, работающие с этим продуктом, могут выбрать ответы на основные вопросы – как они собирают данные о пользователях, как эти данные будут использоваться и когда их можно удалять. В результате появляется текст, в котором мудреные юридические выражения перерабатываются в простые фразы типа: «Мы собираем и передаем другим сторонам данные о вашем местонахождении только с вашего согласия» или «Мы храним персональные данные до тех пор, пока вы сами не удалите их».

Достаточно 10 минут, чтобы выстроить подходящий текст, уверяет Брок. По его оценке, большинство приложений, загружаемых пользователями сотовых телефонов, вообще не сопровождаются никакими соглашениями о конфиденциальности. Если же соглашения имеются, их чтение обычно вызывает затруднения и требует долгого прокручивания текста на экране.

Морган Рид, исполнительный директор Ассоциации разработчиков конкурентных технологий (занимается поддержкой разработчиков приложений), говорит, что среди таких разработчиков более 80% – малые фирмы, в которых работает менее 10 сотрудников. Написанные ими приложения собирают данные о пользователях, включая информацию об их местонахождении. Эти данные могут передаваться представителям рекламных сетей, которые затем показывают абонентам рекламу своих клиентов.

Если бы разработчики не получали доходов от рекламы, они были бы вынуждены повышать цены на приложения (обычно от $0,99 до нескольких долларов) и им было бы труднее поддерживать бизнес. «Решение проблемы персональных данных для нас критически важно, – говорит Рид. – Мы крайне заинтересованы в том, чтобы поток рекламных денег не иссякал».

Услуги юристов и консультантов недешевы – от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов. Именно по этой причине у небольшой фирмы, разрабатывающей приложения, часто нет адекватной политики конфиденциальности. Однако партнер юридической конторы Hogan Lovells и один из руководителей форума Future of Privacy Forum Кристофер Вулф считает, что высокая стоимость услуг специалистов в таких случаях не может оправдывать некорректную политику. «Когда [разработчики приложений] говорят, что не располагают соответствующим бюджетом, это все отговорки, – уверен Вулф. – Подобные инвестиции необходимо совершать любому бизнесу, имеющему дело с данными о потребителях».

Сотрудник Университета Чикаго Эндрю Бинковски занимается еще и разработкой приложений: в частности, его программа для мобильных устройств Stork Drop помогает выбирать имя для ребенка. Бинковски говорит, что удвоил свои доходы, разрешив встраивать в это приложение рекламу (в частности, рекламу детских пеленок и т. п.). Но в том, что ему необходимо предлагать пользователям соглашение о конфиденциальности, Бинковски не уверен, ведь его программа не собирает никакой информации, позволяющей как-либо идентифицировать пользователя.

В июне сенатор-демократ от штата Миннесота Эл Франкен, возглавляющий профильный подкомитет сената, совместно с сенатором-демократом от Коннектикута Ричардом Блументалом подготовил проект закона, который заставляет мобильных сервис-провайдеров в обязательном порядке заручаться согласием пользователей на сбор персональных данных и на предоставление этих данных третьим лицам.

Средства, упрощающие написание соглашений о конфиденциальности, «станут хорошим первым шагом для просвещения потребителей», считает Франкен, но это не решит всех проблем, связанных с защитой данных пользователей мобильных устройств.

Еще одно средство для решения таких проблем, – программа, разработанная компанией Evidon. По словам ее гендиректора Скотта Мейера, программа позволит пользователям указывать, согласны ли они получать целевую рекламу от нескольких рекламодателей. Интерфейс, основанный на манипулировании экранными значками, достаточно прост. Проект поддерживается ассоциацией рекламодателей Digital Advertising Alliance, Evidon уже подписала контракты с рядом рекламных сетей и агентств, появление нового инструмента на рынке ожидается в конце этого года. «Мы надеемся, что это поможет сделать мобильную среду более доверительной», – говорит Мейер.