Образ Мессины

Четыре доски с пятью образами Антонелло да Мессины прибыли из сицилийских музеев в Третьяковскую галерею, это очень маленькие творения великого художника
Е.Разумный

Написанные на небольших (приблизительно 30 на 40 см) досках на золотом фоне образы святых отцов церкви – седобородого Августина, простоватого Иеронима и нежно-розовощекого Григория Великого – впервые покинули сицилийскую Мессину, где пребывали, очевидно, с 1473 г. По крайней мере так датируют произведения итальянские исследователи творчества Антонелло да Мессины, предположившие также, что изображения святых являлись когда-то частью алтаря. В теперешнем виде они появились на публике 60 лет назад, когда были расчищены реставраторами от поздних записей.

Совсем маленькая (16 на 12 см) двусторонняя доска – лик страдающего Христа на обороте изображения Мадонны с младенцем и преклоненным францисканским монахом – появилась в Региональном музее Мессины только в 2003 г., до этого она хранилась в берлинском частном собрании. Однако авторство Антонелло да Мессины никто, судя по каталогу выставки, не оспаривает.

Опознать великого художника итальянского кватроченто, чьи творения украшают историю искусства и мировые музеи, в привезенных вещах затруднительно. Образы, конечно, очаровательны и в них можно обнаружить свойственный сицилийскому мастеру синтез итальянской и нидерландской живописных культур и характерную для художников раннего Возрождения верность порядкам средневекового религиозного искусства. Даже отнести привезенные доски к Средневековью, как это сделала на пресс-конференции выставки «Антонелло да Мессина. Шедевры музеев Сицилии» ее куратор Джулиа Дави.

Но чтобы распознать в малом великого, надо помнить о прославленных работах да Мессины – антверпенском «Распятии», берлинском «Мужском портрете», дрезденском «Святом Себастьяне» или лондонском «Святом Иерониме в келье»: в них концентрация живописной магии, странности и пронзительности достаточна, чтобы произвести сокрушительное впечатление даже на самого неискушенного зрителя.

Но и хранящуюся в сицилийском музее «Марию Аннунциату» – девушку вполне земную, но явно не от мира сего – к нам не привезли даже в год итало-российской культурной дружбы. Что же, для тех, кто да Мессины навидался в мировых культурных столицах, выставка в Третьяковке – подарок, случайному же посетителю надо помнить, что и в творчестве гениев есть произведения не главные, уступающие прославленным.