Те же, там же, но не так

Выставка номинантов премии Кандинского этого года кажется копией прошлогодней и, хотя не дотягивает до оригинала, дает свежее представление о нашем современном искусстве
Е.Разумный

В этом году премию Кандинского будут вручать в пятый раз, но маленький юбилей не может автоматически сделать выставку ее номинантов лучше. Что сотворили художники за год, то и отобрал экспертный совет – новых героев арт-сцены не появилось, разве только молодых персонажей прибавилось. Прошлогодняя выставка вспоминается более сильной, чем нынешняя, но не только из-за работ, а оттого, как они представлены.

В этом году Андрея Ерофеева на посту куратора выставки сменили Кирилл Алексеев и Кирилл Светляков. Они уверяют, что экспозиция представляет собой «систему сетевого взаимодействия», т. е. каждое произведение чем-то связано с другим, а значит, и со всеми остальными. Но обещанный кураторами связующий экспонаты путь от воспоминаний к «внутренним ландшафтам» проложен только в их головах. В прошлом году было наоборот, Ерофеев уверял, что выставку без идеи, случайный набор произведений невозможно классифицировать, а сам отлично все работы проанализировал и собрал в группы по понятной общности.

Любовь кураторов к казенному слову современного искусствознания сказалась на экспозиции. Аннотация в каталоге сообщает, например, что Pharmaconcert Евгения Чертоплясова – «сложный интеллектуальный узел» и аудиоинсталляция, но вещь нема, и никакой обещанной музыки выдуманного ученого композитора зрители не услышат. Зачем же смущать их cложными словами, не соответствующими простоте действительности.

Но выставка, свободно расположившаяся в залах Центрального дома художника, к анализу и осмыслению как раз не располагает. Здесь хорошо прохаживаться как по бульвару, встречая на пути то стальной монумент Андрея Кузькина, замуровавшего в металлические коробы все-все свое имущество; то тяжелый пластилиновый поток, прорывающий стальную решетку, – «Показательный процесс» Ирины Кориной; то шелестящие на полу книги (сентиментальный «Шепот» Игоря Чиркина и Алексея Подкидышева) или забавные снимки акции группы «Обледенения архитекторов», соорудивших хижину-люльку, передвигающуюся по стене дома, – гостиницу для бомжей.

Большинство работ завсегдатаи выставок современного искусства видели, но тем, кто туда не заглядывает, устроенное премией Кандинского зрелище неутомительно и покажет последние арт-новости. На таких непрофессиональных зрителей выставка и рассчитана, что только радует, в отличие от демонстраций искусства для своих в этом искусстве.

Но есть произведения, прохаживаться мимо которых некомфортно. Отталкивающие своей фактурой и содержанием «Кожи» Ирины Наховой (выдуманные татуировки несуществовавших покойников), огромные грубые портреты Наталии Турновой, пронзительные снимки Татьяны Ильиной, по-своему снявшей многократно отснятых людей с синдромом Дауна.

Но все серьезное и тревожащее легко и не заметить. Зато мимо кочующего с выставки на выставку видео Полины Кадис, ловящей подолом юбки брошенные в нее яйца, зрителю не пройти. Юбка поднимается до известного предела, и так, цитирую аннотацию, «художница размышляет над темой добровольной женской виктимности». Да разве можно изображать жертву с такими ножками.