Звезды станцевали в Кремле

Организаторы международного проекта «Звезды XXI века», привозящие в Кремль сливки танцевальной элиты, делают ставку на современную хореографию. Но программа концерта не приобрела актуальность только оттого, что в ней не было традиционных па-де-де
М.Логвинов

«Звезды XXI века», открывшие нынешний московский балетный сезон, полностью соответствовали и своему названию, и предварительной рекламе – Диана Вишнева, Владимир Малахов, Наталья Осипова, Светлана Лунькина, Вячеслав Лопатин, Даниил Симкин, Люсия Лакарра и другие живыми-здоровыми вышли на сцену Кремля. Всего несколько лет назад концерт с таким набором участников стал бы событием, по которому счастливые очевидцы годами настраивали бы глазомер. Поэтому зияющие залысины пустующих кресел в партере оказались новостью. Но новостью закономерной: мировую балетную элиту в Москве теперь можно увидеть регулярно, и есть возможность выбирать – спектакль или гала, гастроли или премьера, классика или авангард. А «Звезды XXI века» со своей зацикленностью на грандиозном парад-алле одновременно пытаются быть интересными для завсегдатаев концертного зала в Барвихе и для искушенных балетоманов, которые даже любимцев в последнее время предпочитают видеть в оригинальном репертуаре.

Жертвами этого подхода пали в первую очередь сами танцовщики, доставшие из закромов неклассическую хореографию. Испанка с уникальным чувством формы Люсия Лакарра при поддержке партнера Марлона Дино освоила опус популярного в 1980-е американца Джеральда Арпино «Легкий дождь» – набор заковыристых поддержек, уместных на чемпионате по акробатике. Прима Большого Светлана Лунькина с Леонидом Сарафановым, звездой Михайловского театра, разучили мини-балет Начо Дуато «Потерянное сердце», но не успели превратить его в диалог. Алисия Аматриен, некогда блистательно показавшаяся в Москве в In the Middle, вместе со своим партнером по Штутгартскому балету Джейсоном Рэйли заставляли поражаться набору мелодраматичной белиберды Джона Крэнко, которая уже полвека считается за рубежом великим балетным прочтением пушкинского «Онегина». Не больше повезло и фрагменту из «Ромео и Юлии» Бежара: Катерина Шалкина и Жюльен Фавро продемонстрировали головоломные поддержки вместо чувств.

В цель за трехчасовую программу организаторы попали лишь дважды. Во-первых, с приглашением Владимира Малахова и Нади Сайдаковой – эта пара заставляла забыть об их опыте и напряженном режиме выступлений: они танцевали фрагмент из «Парка» Прельжокажа так, будто их роман разворачивался прямо на наших глазах. Другой совершенно непредсказуемой победой обернулась презентация новой авантюры Дианы Вишневой. На этот раз балерина привезла свой новый проект «Новая работа Эдуарда Лока» – канадского волшебника, без всякого профессионального образования ставящего на пуантах один балет за другим. Он представил бесчисленную копию своей хитовой «Амелии», которая оказалась поразительно к лицу Вишневой. Она с такой убедительностью умеет танцевать даже ахинею, как это доступно только балерине от бога.