От Марсо до хип-хопа

В старинном французском городе Периге прошел 29-й международный фестиваль «Мимос» – наряду с лондонским самый престижный смотр пантомимы в мире

Периге – город юности Марселя Марсо, именно в честь великого земляка в начале 80-х и был затеян фестиваль. С тех пор классическая пантомима как жанр вышла из моды, осталась техника мимов. «Мимос» в последние годы представляет все формы пластической выразительности на стыке невербального театра, современного танца и нового цирка.

Техника мима служит базой для хип-хопа: интересен опыт Йозефа Маркоцки и созданного им театра пантомимы из Вроцлава. Их мимодрама по «Голоду» Гамсуна – спектакль в лучших традициях жанра. Но смотреть на линейное повествование было скучно, а вот абстрактная танцевальная преамбула к действию завораживала.

Другой опыт представил театр Shang, созданный на Тайване Сун Ли-Цуей. Бывшая ученица Марсо, она растворила опыт западной пантомимы в таоистской философии и технике боевых искусств. Спектакль «Дыхание Луны» напоминал медлительный ритуал японского «Но» и театр тишины в технике Марсо. На вопрос о разнице между восточной и западной школой постановщица ответила: «Если понимать движение глубоко, никакой разницы не существует».

Клоуны такими вопросами не задаются, а просто дарят зрителям радость: веселая толпа моментально заполняла пространства везде, где появлялся бразилец Ролан Зи. А на закрытии фестиваля после 20-летнего перерыва на подмостки вышел легендарный Пьер Этекс. В мюзик-холле Miousic Papillon все казалось устаревшим, только не сам 83-летний мэтр и его абсурдистские гэги.

На фестивале много танцевальных трупп. Трио из бельгийского театра танца Eclipse придумало композицию, в которой в любовном треугольнике четвертым партнером становится вода: танцуют в воде, под водой и на плоту посреди живописной запруды в окрестностях Периге. Эффект от такого балета самый освежающий и неожиданный – оказывается, вода вместо плавности и текучести утяжеляет движения танцоров.

В этом году впервые в Периге не было жюри и призов. И не было театров из России (а раньше здесь получали призы «Лицедеи», «Дерево», АХЕ, «ЧерноеНебоБелое»). Хотя русский язык все же звучал: фестиваль открылся на площади концертом киевского этноквартета «Даха-Браха» под руководством Влада Трояновского Dreams of the Lost Roads. Этот коллектив уже пригласили участвовать в парижском Осеннем фестивале 2012 г.