Пограничные причуды

Dada Moscow и «Реликвариум», открывшиеся как спецпроекты Московской биеннале, убеждают: именитые авторы и удачная идея не гарантируют выставке успеха
М.Стулов

Московская биеннале – с основным проектом на двух площадках, 70 спецпроектами и параллельной программой – необозрима. Выбирая, куда идти, думаешь об авторах и о месте. Открывшиеся одновременно в центре Artрlay две выставки – Dada Moscow и «Реликвариум» – противоположны по идее и задачам, но привлекали одним и тем же: списком участников (в одном случае это звезды современного искусства разных народов, в другом – известные в нашем художественном мире архитекторы) и осмысленной, казалось, идеей.

Dada Moscow – международный проект, организованный под патронатом цюрихского «Кабаре Вольтер». Заведение, где родился в 1916 г. дадаизм, до сих пор существует и стремится сохранить атмосферу очистительного хаоса, которую основатели движения противопоставляли репрессивному искусству и лживой морали. Трудно точно сказать, почему в общем-то стандартная выставка современного искусства, пусть и с мелкими (как изуродованные братьями Чепмен репродукции «Джоконды») и не сильными (как вялые фотографии про иконы и религию группы Irwin) работами, вызывает протест. Возможно, само место – оставленная промзона – своей антисанитарностью резонирует с завещанным дадаистами антиэстетизмом художнических опусов. Настолько сильно, что ни смотреть ее, ни разбираться в смысле увиденного не хочется. Столетние игры с «Джокондой» давно утомили. Пририсовав подруге Леонардо усы, Марсель Дюшан вдохновил толпы эпигонов.

«Реликвариум» – первую выставку галереи Musivum – наоборот, погубила красота. По идее придумавшего выставку Юрия Аввакумова архитекторы должны были создать объект для хранения «святынь современной культуры», а художники – его украсить. Украшали в основном мозаичисты, итальянские или у них учившиеся, и они легко победили архитекторов, потому что никакая концепция не может омрачить вечного сияния смальты, а красота уводит современное искусство в дизайн или кич.

Кукольный дом Ильи Уткина и Пелагии Ангелопулу оказался совершенно сказочным, «Музей архитектурного рисунка» Сергея Чобана и Тойохару Кии выглядел классически утонченно, а группа «АртБля» и Марко де Лука свой блестящий черный объект с вагинальными ассоциациями ернически назвали «Число Пи» – но эти тактические уклонения не спасли выставку. Пафос дивного отделочного материала возобладал над детскостью, рефлексией и издевкой. Лучше всех вышел из положения куратор выставки. «Иосиф Бродский. Кенотаф» Аввакумова, Алены Кирцовой и Душаны Бравуры представляет собой выставочную модель погребальной урны, внутри которой хранятся книги. Урна выложена мозаикой, но матовой – отсутствие внешнего блеска помогает работе сохранить значительность и напомнить, что участники выставки вышли из «Бумажной архитектуры».

Только теоретически современное искусство безгранично. На практике оно то заходит на территорию дизайна, то рискует упасть в мусорную яму.