Газ превратился в нефть

Из-за позиции Высшего арбитражного суда (ВАС) нефтяникам придется платить НДПИ за газовый конденсат как за нефть. Его решение обойдется бизнесу в несколько миллиардов рублей в год

Выбирать между правилами химии и Налогового кодекса президиуму ВАС пришлось при рассмотрении спора «Оренбургнефтегаза» (100% у ТНК-ВР) с межрегиональной инспекцией ФНС № 1. Компания в 2006–2007 гг. добывала газовый конденсат и транспортировала его, смешивая с нефтью. Это позволяло экономить на транспортировке и на налогах. По оценке партнера «Налоговой помощи» Сергея Шаповалова, НДПИ на конденсат (17,5% с цены продажи) в последние годы был как минимум вдвое ниже, чем на нефть (зависит от мировой цены), а в некоторые месяцы – более чем в пять раз.

Но налоговики посчитали, что нестабильный газовый конденсат с налоговой точки зрения – это нефть. Ведь общество не доводило конденсат до стандарта, не определяло норму потерь и смешивало его с нефтью, указала инспекция. Пересчет конденсатного НДПИ в нефтяной обошелся «Оренбургнефтегазу» в 189 млн руб., не считая пеней и штрафов.

Компания оспорила претензии налоговиков в суде и проиграла спор в трех инстанциях Московского округа. Но в марте коллегия ВАС решила, что суды нарушают единообразие практики. Факт добычи конденсата как отдельного ископаемого подтверждается лицензиями на месторождения, актами списания запасов и статистической отчетностью, указали судьи, – значит, налог должен платиться с него, а не с нефти. Но президиум ВАС 20 сентября не согласился с коллегией судей и оставил в силе прежние решения.

До сих пор единой практики не было (см. врез), говорит Шаповалов, но до президиума ВАС дела не доходили. Теперь практика в пользу бюджета, замечает он.

Официальных данных об объемах добычи конденсата нефтяными компаниями нет. Денис Борисов из Банка Москвы оценивает их в 3–4 млн т за год, что сопоставимо с добычей конденсата «Новатэком». Причем большинство компаний транспортируют это сырье в виде смеси с нефтью, добавляет он. По словам сотрудника налоговых органов, для бюджета вопрос значимый: только по уже проведенным проверкам речь идет о нескольких миллиардах рублей.

Компания ждет полного текста решения президиума, чтобы определиться с дальнейшими действиями, говорит директор судебного департамента «ТНК-ВР менеджмента» Эдуард Годзданкер. Она может, в частности, обратиться в Конституционный суд. Годзданкер считает, что оставленное в силе решение по делу «Оренбургнефтегаза» дискриминирует компанию по сравнению с теми, кто транспортирует конденсат отдельно от нефти.