Искусное внедрение

Петербургский фестиваль «Современное искусство в традиционном музее» существует десять лет. За это время некоторые музеи изменились радикальнее, чем современное искусство
Е.Кузьмина

Публика привыкла к осеннему фестивалю фонда «Про арте». Пенсионеры, родители с детьми, романтические парочки – все с удовольствием катаются на фестивальных автобусах от площадки к площадке. На каждой представлен проект, отвечающий двум главным требованиям: он должен быть связан с тематикой музея и обладать художественной ценностью.

Чтобы не вступать в полемику с классическим искусством, проектам подбирают музеи, связанные с техникой или историей, но не художественные. О некоторых ведомственных, мемориальных и экзотических музейчиках никто и не слышал. В этом году были обнаружены закрытый для публики музей авиационных двигателей ОАО «Климов», Музей-квартира путешественника Петра Козлова и Музей гигиены.

Программа юбилейного фестиваля укомплектована по большей части известными произведениями заслуженных художников. В Этнографическом музее показывают десятилетней давности видеофильм француза Стивена Дина «Пульс» – о преодолении социальных барьеров. Видеозапись перформанаса Гвидо ван дер Верве тоже работа известная – четыре года назад художник шагал по льду Финского залива впереди движущегося ледокола. Лучшего места, чем превращенный в музей ледокол «Красин», для этого видео не найти. В Научно-исследовательском музее Академии художеств показывают «Город N» Ольги и Александра Флоренских, уже побывавший в нескольких российских городах.

На церемонии открытия стена из разноцветных шариков, сложенных в эмблему фестиваля – музейную смотрительницу, взмыла вверх и исчезла из вида. Хотелось бы интерпретировать это как отказ «Про арте» от прежнего контекста. За 10 лет фестиваль сам превратился в традиционный, а музеи изменились, в том числе благодаря проартовскому фестивалю и различным конкурсам, которые проводят благотворительные фонды. Если раньше большинство музеев было устроено по типу кунсткамеры, то теперь редко где не увидишь экспозиций, сделанных по принципу «научай развлекая».

В Музее связи, одном из самых деятельных в Петербурге, оппозиция между традиционным и современным вовсе снята, а десять работ художников-студентов, выполненных под руководством Олеси Туркиной и Яна Кличука, не смотрятся вторжением в чужеродную среду. Все они довольно точно вписаны в тематику музея, экспозиция которого – пример эффективного сотрудничества художников, дизайнеров, программистов, ученых и смотрится как образец интерактивности, увлекательности, техничности и прочих качеств, которыми должен обладать современный музей.