Профессия такая

В том, что боевик Killer Elite выходит в России под названием «Профессионал», хочется видеть уже не отсутствие у прокатчиков воображения, а тонкую иронию. В самом деле, так можно назвать практически любой боевик с Джейсоном Стэтемом, и нечего голову ломать
outnow.ch

Стэтем уже добрый десяток лет играет того, кто не тратит слов попусту, быстро делает дело (чаще всего мокрое), а в случае непредвиденных осложнений убирает десять человек одним мизинцем, а двоих – легким движением бровей. Его называют Перевозчиком, Механиком, Неудержимым, Профессионалом; в сущности, давно понятно, что герой Джейсона Стэтема не человек: в сравнении с ним излишне чувствительным выглядит даже шварценеггеровский Терминатор.

Поэтому немного странно видеть Стэтема в кино, «основанном на реальных событиях» (корректнее сказать: на шпионском романе Рэнальфа Файнса) и претендующем кроме мордобития на политические откровения и даже на робкий драматизм.

Сейчас-сейчас-сейчас прольется чья-то кровь, а заодно приоткроется дверца в тайный клуб ветеранов спецслужб, замазывающих кое-кого за допущенные кое-где перегибы.

Дело было в Афганистане в 1980-х, но нити тянутся в Лондон. Хотя все эти подробности важны только оператору, щедро залившему кадры охристыми оттенками ретро, и специалистам по реквизиту, любовно подбиравшим антикварные «Ягуары» и «Мини».

Если отвлечься от ностальгической атмосферы 80-х, каких-то обиженных шейхов и других чисто декоративных деталей, то сюжет – как всегда в фильмах со Стэтемом: Неудержимый Профессионал очень крут, поэтому его зовут, чтобы разобраться с другими парнями, которые тоже крутые, но слегка переоценивают свою крутизну. Обстоятельства, разумеется, мутные, но Механический Перевозчик знает, что сила в правде, поэтому разберется, кто на ком стоял, – и всех, кого надо, положит.

Для драматизма режиссер Гэри Маккендри запускает в кино с Профессиональным Механиком более сложно устроенных артистов Роберта Де Ниро и Клайва Оуэна. Первому, правда, отданы в основном небольшие интермедии в духе «старость не радость, но есть еще порох и мы тряхнем». Зато на лице второго заметно не только искусство гримеров (сутенерские усики и бельмо на глазу), но и задуманная сценаристами борьба профессиональной чести и ложно понятого долга. А в плане физподготовки герой Оуэна эффективно противостоит Неудержимому Перевозчику, особенно если тот привязан к стулу. Хотя понятно, конечно, что сопротивляться Механическому Профессионалу бесполезно.