Спутники на $100 млн

Помощь в поиске кредитов, выдача займов небольшим компаниям и населению, а также взыскание долгов позволили Евгению Бернштаму привлечь партнеров в каждый из этих бизнесов, вывести их на прибыльность и оценить в $100 млн

За два года стоимость Adela Financial Retail Group увеличилась с $37 млн до $99,7 млн, рассказал председатель совета директоров компании Евгений Бернштам. В группу входит четыре компании: кредитный брокер «Фосборн хоум», выдающие займы компании «Финотдел» (для небольших компаний) и «Домашние деньги» (для населения), а также коллекторское агентство «Секвойя». Для оценки использовался метод дисконтированных денежных потоков, а также стоимость сделок, по которым партнеры Бернштама входили в каждый из его проектов или аналогичные сделки на рынке. С учетом того, что каждый из этих бизнесов находится на разной стадии развития и отдачи, полученная оценка сопоставима со стоимостью чистых активов Adela, лишь уточнил Бернштам. Подробнее финансовые показатели Adela он не раскрывает.

Теперь в каждой компании группы у Бернштама, как контролирующего участника, есть соинвестор. В «Фосборн хоум» это PPF Investments (с 2007 г.), в «Секвойе» – Goldman Sachs (2005 г.), в «Финотделе» – инвестфонд Solway (с 2009 г.), в капитал «Домашних денег» вошел в этом году совладелец Global Trans и Global Ports Константин Николаев.

«Домашние деньги» – самый дорогой проект Бернштама, на него приходится 44% (или почти $44 млн) стоимости Adela. $38 млн принесло коллекторское агентство «Секвойя», 11% – «Финотдел» и оставшиеся 7% – на «Фосборн хоум». «Финотдел» – венчурный проект, находящийся на этапе start-up, а «Фосборн хоум» потратил время и ресурсы на перестройку платформы, объясняет Бернштам. В рамках Adela он решил концентрироваться только на финансовых бизнесах, поэтому вышел из проекта подарочных карт «Гифт солюшнз».

Показатели «Домашних денег» к началу 2010 г. раскрыло «Эксперт-РА»: активы – 479,5 млн руб., капитал и резервы – 204,3 млн руб. По итогам 2010 г. рентабельность капитала составила 16,6%, доля собственных средств в пассивах – 43%. «Секвойя», по уверению Adela, входит в топ-3 российских коллекторов.

Для коллекторской компании уровня «Секвойи», имеющей долю рынка более 20%, это адекватная цена, полагает гендиректор Центра развития коллекторства Дмитрий Жданухин. Он напоминает, что сделку годовой давности – когда Лев Хасис продал Бернштаму свою долю (25%) в «Секвойе» – участники рынка оценивали в $10–12 млн.