Адрес инноваций: Наш успех – это ваш успех, ваше поражение – это наше поражение

Фонд «Сколково» – некоммерческая организация и государственная. Оказывать инновационным компаниям, инновационным продуктам инфраструктурную поддержку продвижения на рынок госзакупок – это наша задача. Поэтому обращайтесь к нам, и мы воспользуемся всеми ресурсами и возможностями, которые у нас есть, чтобы вы попали в конкурсы по размещению заказов на продукты и изделия, которые проводят государственные компании. Если же у вас речь идет об инновационных решениях, то наша задача – открыть вам двери для переговорного процесса. Хочу подчеркнуть тему поддержки национального продукта на своем же, отечественном рынке. В известной степени это такой спекулятивный вопрос, я бы к нему относился с абсолютно открытыми глазами: надо доказывать, что ваш продукт эффективнее, конкурентнее, – и тогда не нужны дополнительные механизмы искусственной стратегической поддержки. Другое дело – существует и бюрократический фактор, и элементы коррупционности. Как их преодолеть? Нужно сделать процессы максимально прозрачными, максимально открытыми для широкого круга компаний. У нас есть несколько компаний, которые разработали очень интересные технологии, и мы, когда рассматривали поддержку и смотрели рынок, увидели: в основном все они работают с западными структурами. У нас есть интересные компании, которые работают с Boeing, есть компания, которая работает с другими аукционами, с Airbas. Мы спрашиваем: почему вы не работаете с российскими структурами? И они объясняют, что не могут пробиться. А это как раз наша задача: вы нас теребите, а мы будем стучаться во все двери, чтобы помочь вам расти и становиться более успешными. Возьмем, например, рынок автомобильной промышленности. Мы реально понимаем, что такое «АвтоВАЗ»: главный акционер – это государство, «Ростехнологии». Но если вам туда тяжело пробиться, то нам проще, у нас для этого есть достаточные ресурсы. Чиновник вынужден будет написать ответ и защитить свою позицию: почему он отдал кому-то предпочтение в рамках процедуры по выбору технологий или продуктов. Нам делегированы такие полномочия в соответствии с законом о «Сколково», мы будем очень настойчивы в продвижении ваших продуктов и изделий. Хочу обратить внимание, что в названии нашей структуры (Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий) присутствует слово «коммерциализация». А что такое коммерциализация? Это как раз продвижение ваших продуктов с рынка или вывод ваших продуктов на рынок. Хочу подчеркнуть: наш успех – это ваш успех, ваше поражение – это наше поражение.

Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (Фонд «Сколково»)

Некоммерческая организация. Учреждена 21 мая 2010 г. Выполняет функции управляющей компании инновационного центра «Сколково». Попечительский совет фонда возглавляет президент России Дмитрий Медведев, совет фонда – два сопредседателя: Крейг Баррет (экс-руководитель корпорации Intel) и Виктор Вексельберг (глава наблюдательного комитета группы компаний «Ренова»).

Зачастую мы от наших потенциальных партнеров, особенно за рубежом, слышим такую претензию: огромный инновационный проект – по сути, прорыв – вы затеяли в обществе с родимыми пятнами советского прошлого, у вас большие проблемы с коррупцией и бюрократами, в этих условиях ваши инициативы обречены на провал. Их основной аргумент: инновация в сознании любого человека на Западе – это некоторый синоним свободы, ведь чтобы творить и создавать, человек должен быть свободен. Свободен в решениях, в выборе форматов при реализации своих предложений. Чтобы что-то интересное придумать, нужно быть максимально не обремененным всякими ограничениями. И особенно это важно для молодого ученого, который изначально несет в себе юношеский максимализм. Эйнштейн говорил, что все гениальные мысли – это те глупости, которые приходят в голову до 18 лет. Мы, конечно же, со скептиками дискутируем. И у нас тоже сильный аргумент: нужно же с чего-то начинать. Проект и сделан с целью менять менталитет, в первую очередь молодых ученых и предпринимателей, дать им уверенность, помочь создавать. А у хорошего продукта обязательно найдется правильный покупатель.

Пробиться к государству

О продвижении инноваций в государственный сектор. Хочу подчеркнуть: наш успех – это ваш успех, ваше поражение – это наше поражение.

Конкуренты могут стать партнерами

Об интеграции на разных уровнях. Есть ряд моделей, которые отработаны и реализуются сегодня на рынке. Я бы их разбил на две крупные части. Во-первых, в основном все крупные инновационные решения традиционно появляются в среде крупных корпораций, которые выстраивают себе масштабные планы, анализируют развитие рынка и в жесткой конкуренции вкладывают огромные деньги, чтобы создать продукты с конкурентоспособными преимуществами. Особенно это очевидно в области IT-технологий, где конкуренция между крупными мировыми компаниями приводит к тому, что часть из них просто вынуждена уходить с рынка. Планы крупных корпораций закладываются на долгосрочную перспективу, вкладываются колоссальные деньги в развитие инновационных продуктов. Я могу привести примеры таких корпораций, как Cisco: у них средства, которые они тратят на Research & Development, исчисляются миллиардами долларов. У Siemens то же самое. Это неизбежная плата за то, чтобы быть все время конкурентными, так называемый минхауз, создание центров и серьезное поддержание этого направления. Поэтому, чтобы быть вровень с требованиями глобального рынка, одним из элементов сколковского проекта является привлечение якорных инвесторов, которые будут размещать свои центры у нас и коммуцировать с большим количеством стартапов у начальных компаний.

Второй важный элемент – научная компонента, это важное обязательное условие продвижения, и здесь нужна интеграция усилий всех участников процесса. Какие-то базовые исследования – академические – делает, как правило, не бизнес, а государство: оно спонсирует сложные долгосрочные научные исследования. В этих исследованиях побочным продуктом может явиться научное изобретение или технология. И здесь очень важна система защиты интеллектуальной собственности, которая в дальнейшем и будет являться вашим ключом присутствия на рынке. Например, IBM, с которой «Сколково» подписало соглашение (Меморандум о взаимопонимании в отношении создания центра исследований и разработок. – «Ведомости»), в значительной степени зарабатывает деньги продажей не физических устройств, а интеллектуальной собственности. Доходы IBM от реализации интеллектуальной собственности – миллиарды долларов. Это доход, который появляется за счет монетизации ваших знаний. Во взаимодействии с крупными лидерами, мировыми лидерами появится та синергия, которая позволит создать стоимость – монетизировать ваши научные исследования в начальных разработках.

Многообещающей площадкой является СНГ, особенно с учетом недавно подписанного соглашения о Таможенном союзе с Казахстаном и Белоруссией, дальнейших шагов по созданию единого экономического пространства: формат 3 + 1, подключение к нему Украины. Это все те площадки, на которых мы уже работаем. С казахами у нас есть дополнительная договоренность, у них есть планы создать что-то подобное нашему проекту; на Украине мы уже были, делали презентацию, они тоже заинтересованы в интеграции. Но я бы не ограничивался СНГ, потому что одна из главных особенностей нашего проекта – его международный характер. Это принципиальная позиция: мы хотим видеть не только российских участников. Сегодня серьезные вещи в одиночку сделать не может ни один человек, ни одна отдельно взятая научная группа: слишком велики риски и ресурсы, которые требуют продвижения инновационных продуктов. Все новые продукты сегодня производятся и появляются только в сотрудничестве, даже между конкурентами. Это возможно только в кооперации в формате международного проекта, поэтому надо быть открытыми и настраиваться на максимальную интеграцию в международное научное сообщество.

Все флаги

По каким правилам «Сколково» работает с зарубежными компаниями. Если мы говорим о крупных, то речь идет о наших якорных партнерах, которые будут обеспечивать две основные функции. Они согласились разместить на территории «Сколково» свои научно-исследовательские центры. Они уже имеют свои коммуникации в России с образовательными и академическими институтами. Они, с одной стороны, открывают двери для привлечения в эти центры молодых российских специалистов, с другой – дают нам возможность для продвижения созданных на стартапе продуктов на международный рынок. То есть они выступают такими квазизаказчиками. Таких компаний у нас будет не очень много – 3–4 на каждый кластер. Мелкие и средние компании, которые заинтересованы во взаимодействии со «Сколково» (а по сути, в продвижении своих идей на российский и международный рынок), будут проходить те же процедуры, что и российские. Никаких ограничений. Даже им будет проще, потому что по крайней мере требование по присутствию иностранных специалистов у них будет соблюдено автоматически. Поэтому все флаги в гости к нам.

Мы рассчитываем, что единовременно на какой-то конкретный момент на площадке «Сколково» будет работать примерно 200–300 компаний со стартапами. Какие-то стартапы, увы, могут не оказаться удачными. Тогда они автоматически выйдут из этого списка. Кто-то, наоборот, будет успешен и вырастет. Им нужны будут другие масштабы, они перейдут в категорию производственной компании. Они тоже выйдут. Поэтому мы предполагаем, что это будет постоянный поток, но одновременно нам бы хотелось поддерживать в формате сколковского проекта примерно несколько сотен компаний.

С точки зрения архитектуры мы видим свою задачу создания комфортной среды для работы и жизни. У нас создан и работает архитектурный совет. Туда входят очень интересные представители мирового архитектурного сообщества – их мнение для нас важно. Мы надеемся, что архитектурное решение нашего города будет очень интересным, привлекательным и комфортным. Но мы не планируем поддерживать это направление как кластер. Но вот с точки зрения строительства, развития строительной отрасли сам город можно считать кластером. В каком контексте? Мы хотим реализовать здесь все передовые технологии, связанные со строительством, инфраструктурой, логистикой. Все решения, которые сегодня предлагает самая передовая научная мысль для решения проблем энергообеспечения, эргономики, экологичности. Мы хотим, чтобы наш город стал площадкой продвижения на российский рынок, в российское градостроительство новых технологических решений. Может быть, получатся чуть излишние затраты на создание центров энергоэффективности, создание центров управления жизнью города в целом – smart city система. На продвижение новых логистических решений. Например, в городе не планируется использование традиционного автомобильного транспорта. Мы хотим использовать автомобили или на гибридных двигателях, или электромобили. Опять же надеемся, что конкурентными окажутся предложения наших же сколковских резидентов. Поэтому город для нас – это такой же кластер и такой же пилотный проект.

Безусловно, мы не можем замкнуться только в рамке одной площадки – сколковской, для нас очень важен региональный аспект, и основополагающей является идеология хаба. В регионах должны создаваться свои ассоциации, свои форматы, которые будут в какой-то мере перенимать наш опыт и работать уже на своих территориях. Мы в Уральском регионе на пробу учредили региональную ассоциацию.

За пределами «Сколково»

Производство – следующий этап, из «Сколково» – по всей России. В соответствии с законом и мандатом, который определяет функции нашего фонда, не предусматриваются поддержка и размещение (по крайней мере, по территории фонда) производственных предприятий. Производство – это этап вашего взаимодействия с другими индустриальными либо финансовыми партнерами. Наша задача – помочь вам пройти первые этажи создания инновационного продукта, т. е. мы будем оказывать содействие на этапе научно-исследовательских разработок и, может быть, пилотно-конструкторских образцов. В дальнейшем организационную поддержку мы, возможно, будем оказывать, но размещение промышленных предприятий, производственных объектов не предполагается на нашей территории. Цепочка должна заканчиваться производством, но ццобрывать ее на этом тоже нецелесообразно. Мы движемся в сторону того, чтобы продукт приходил в производственный процесс на территории всей России. Примером может служить Свердловская область и биомедицинский кластер. Здесь есть университет, кстати с которым мы сегодня подписали соглашение, есть академический институт, есть производственная база – компания, которая будет осуществлять проверку тех или иных препаратов, которые разрабатываются в той или иной цепочке. Что же такое «Сколково»? «Сколково» – это технологический храм, центр развития научно-исследовательской активности, центр коммерциализации. В «Сколково» вы получаете помощь в продвижении продукта, установлении контактов с рынками, с партнерами, в частности с финансовыми: это мы. Производство – ваш следующий партнер.