Региональный формат

Сети готовы идти в ближайшие к Петербургу регионы – развитие там дешевле, правда, и покупатели экономнее

Самые популярные для развития сетевой торговли регионы Северо-Запада – Ленобласть, а также Новгородская и Псковская области. В Новгородской области работает 25 «Пятерочек» и 15 «Дикси», в Псковской – 21 и 12 соответственно. Доходы населения в этих областях почти вдвое отстают от Петербурга, однако розница растет на 6–8% (см. таблицу). В Карелии у «Дикси» 20 магазинов, X5 собирается открыть там до конца года 13 точек. Гипермаркеты «Лента» есть в Пскове, Новгороде, Петрозаводске и Череповце. «Дикси» работает также в Вологодской (девять магазинов) и Мурманской (пять) областях. После приобретения сети «Виктория» у «Дикси» 48 точек в Калининградской области.

«Дикси» начинала развитие с Петербурга и Ленобласти, расширять сеть стала параллельно развитию логистики в регионе, комментирует Лаврентий Губин, директор по работе со СМИ ОАО «Дикси групп». Влияние логистической системы на развитие сети подчеркивает и представитель Северо-Западного филиала X5 Retail Group. По его словам, в регионах наиболее востребованы дискаунтеры, ориентированные на среднего покупателя с зарплатой около 20 000 руб. в месяц. Формату «магазин у дома» отдает предпочтение и «Дикси».

Требования к месту расположения гипермаркета, ассортименту, качеству обслуживания в регионах ниже, правда, и цены должны быть значительно ниже, чем в петербургских магазинах, отмечает менеджер по PR «Ленты» Яна Могилева. По ее словам, в июле в региональных магазинах «Ленты» цены были на 11–21% ниже, чем у конкурентов.

Конкуренция ужесточилась, выжить на рынке после прихода федеральных сетей сложно, говорит представитель ООО «Севор», управляющего сетью из 36 магазинов в Пскове. По его словам, после открытия магазина крупной сети в среднем в течение месяца закрываются 3–4 точки местных ритейлеров. Конкурировать по цене невозможно, условия поставок существенно различаются, поэтому клиента не удержать, вздыхает он. Цена имеет первостепенное значение для местного населения в силу его низкой платежеспособности, соглашается представитель другой региональной торговой сети.

Количество покупателей в «Лентах» Петрозаводска и Новгорода на 1 кв. м выше, чем в Петербурге, из-за более низкой конкуренции, говорит Могилева. У «Дикси» в этих областях продажи на 1 кв. м ниже среднего по Северо-Западу на 15–20%, самый низкий показатель – в Вологодской области, комментирует Губин. В Ленобласти издержки на открытие магазина ниже, чем в Петербурге, комментирует директор по маркетингу и рекламе «Продовольственной биржи» (сеть «Полушка») Галина Лаппо. Вложения в запуск одного магазина – не больше $1 млн, оценивает топ-менеджер одной из сетей.

В числе сдерживающих факторов ритейлеры называют недостаток подходящей недвижимости. В населенных пунктах с градообразующим предприятием вероятность наличия коммерческой недвижимости выше, а вот в районных центрах, как правило, не развита инфраструктура, говорит представитель X5. Найти участок не меньше 4 га под гипермаркет непросто, многие города завершили формирование градостроительного плана, сетует Могилева из «Ленты».

Основной критерий – логистика, поэтому освоение Мурманской и Архангельской областей затягивается, говорит руководитель ЦСР «Северо-Запад» Владимир Княгинин. По его словам, на планы развития влияет также уровень доходов населения, структура потребления, проникновение современных торговых форматов. Активное развитие ритейла в Карелии эксперт связывает также с позицией местных чиновников. Рынки выполнили свою функцию, а теперь Петрозаводск должен переходить к цивилизованной торговле, говорил летом этого года начальник управления потребительского рынка администрации Петрозаводска Василий Банира, комментируя закрытие рынка «Ягуар». Активная экспансия крупных ритейлеров в СЗФО постепенно будет сходить на нет – эти рынки не слишком развиты, к тому же региональное развитие требует больших затрат, полагает аналитик «Инвесткафе» Антон Сафонов.