«А5» открывает «Норму»

Аптечная группа «А5», лидер российского рынка по числу розничных точек, заинтересовалась форматом дискаунтера: первые аптеки под новым брендом «Норма» откроются на этой неделе

ОАО «Торговая сеть «Аптечка»

управляет аптечными сетями группы «А5» Единственный акционер – A5 Pharmacy Retail (8,45% принадлежит X5 Retail Group, остальные владельцы не раскрываются). Финансовые показатели (1-е полугодие 2011 г., собственные данные): выручка – 4,1 млрд руб.

На этой неделе «А5» начинает переформатирование части аптек в дискаунтер «Норма», рассказал «Ведомостям» гендиректор группы Сергей Солодов. До конца октября, по его словам, под бренд «Норма» планируется перевести 25 аптек в Москве, сейчас работающих под вывесками «Горздрав» и «Аптеки низких цен». А затем в формат дискаунтера могут быть переведены несколько точек сети «Мособлфармация», говорит Солодов.

Группа «А5» на конец первого полугодия включала, по данным «Фармэксперта», более 1200 аптек под брендами «А5», «Мособлфармация» и «Социальные аптеки». Это крупнейшая на российском рынке аптечная группа по числу точек, подсчитал «Фармэксперт». В первом полугодии 2011 г. выручка группы, по собственным данным, составляла 4,1 млрд руб. (с НДС и без учета финансовых показателей «Мособлфармации», выручка которой в 2010 г. по РСБУ составила 2,91 млрд руб.). Около 15% выручки группы приходится на формат дискаунтера, в котором сейчас работают «Горздрав» и «Аптеки низких цен», говорит Солодов, объясняя интерес к развитию этого формата.

Отличительная особенность «Нормы» – закрытый формат торговли (т. е. через прилавок) при общей площади аптеки в 100–250 кв. м, а также единая наценка на весь ассортимент (включая нелекарственный) 10–13%, говорит Солодов. Для сравнения: средняя наценка в работающей в формате «премиум» сети «А5», по его словам, составляет 43%, в «Мособлфармации» – 30%.

Чтобы поддерживать цены в «Норме», «А5» планирует создать единый склад, говорит руководитель направления Мустафа Джангиров. Поставщики лекарств могут менять цены на препараты несколько раз в день, а формат дискаунтеров ориентирован на людей, которые принимают лекарства курсами в отличие от покупателей «А5», куда ходят в целом здоровые люди, объясняет он.

Зарабатывать «Норма» планирует за счет высокого трафика и среднего чека: планируется, что в дискаунтере трафик будет составлять 300–700 покупателей в день, а средний чек – около 1000 руб., рассказывает Солодов. В «А5» трафик в среднем составляет 200 человек в день, средний чек – 300 руб.

Средний чек в московской «Ригле» – около 400 руб., в дискаунтере «Будь здоров!» – около 370 руб., но оборот и трафик аптек-дискаунтеров выше, говорил представитель группы компаний «Протек». «Протек» начал развивать сеть «Будь здоров!» (на 30 июня включала 77 аптек, работает в закрытом формате и занимает сравнительно небольшую площадь) в прошлом году. Переформатирование части аптек «Ригла» в формат дискаунтеров стало одним из факторов роста розничного сегмента «Протека», говорил представитель группы: за первое полугодие 2011 г. выручка розницы выросла на 19,5% до 6,75 млрд руб. (год назад – всего на 1% до 5,65 млрд руб.).

Рентабельность аптек-дискаунтеров выше и составляет 4–5% при средней по отрасли 2%, говорит директор аналитической компании Cegedim Strategic Data Давид Мелик-Гусейнов. Но для крупных городов открытие новых дискаунтеров уже не так актуально, считает он: аптеки стараются работать в едином ценовом пространстве, государство регулирует цены на лекарства, входящие в список жизненно важных, а крупные игроки уже работают в этом формате.