АЗС хотят повысить цены

Топливные операторы Татарстана хотят повысить цены на бензин в среднем на 1,5 руб. Власти возражают, а автовладельцы готовы выйти на митинг

Трейдеры настаивают, что цены должны быть «экономически обоснованными», сообщил вчера на брифинге начальник управления по обеспечению рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов в РТ Роберт Гилязиев. Он, однако, не видит оснований для повышения цен.

По словам Гилязиева, «Татнефтепродукт» хочет поднять цены на Аи-92 до 28 руб. за 1 л бензина, «Автодорстрой» – до 28,5 руб., Ассоциация предприятий нефтеобеспечения Татарстана – до 28,7 руб. Стоимость Аи-95 хотят повысить до 30,3 руб. за 1 л, дизтопливо – до 25,7 руб. Сейчас, по данным Гилязиева, Аи-92 стоит 26,9 руб. за 1 л (повысился за последнюю неделю на 1,5% к августу), Аи-95 – 28,7 руб. (подорожал на 2,5%), дизтопливо – 25,3 руб. за 1 л (рост к августу – 2,4%).

С 2008 г. в Татарстане действует рабочая группа по мониторингу цен на нефтепродукты (представители госорганов, крупных субъектов топливного рынка и Ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ), ее рекомендаций придерживаются большинство владельцев АЗС в Татарстане. Сентябрьское повышение цен прошло «в рамках, рекомендованных рабочей группой», отметил Гилязиев. Не послушались и повысили цены больше остальных, по его словам, некоторые мелкие владельцы АЗС – «Нимб», «Форт-римэкс», АЗС № 1, «Чулпан-АЗС» и «Стенли», их совокупная доля на рынке не превышает 5%. «Форт-римэкс» установил цену Аи-92 на уровне 27,3 руб. за 1 л, Аи-95 – 29–29,4 руб., «Чулпан-АЗС» продает литр Аи-95 за 29,5 руб., «Стенли» – за 29 руб.

Представители «Татнефтепродукта» и «Автодорстроя» отказались от комментариев. Руководитель Ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения Ирек Сулейманов, в принципе, «за понижение цен», но вынужден «защищать свой бизнес».

«Экономические выкладки показывают, что себестоимость бензина – 15 руб. за литр, – возмущается руководитель представительства Федерации автовладельцев России в Татарстане Рамиль Хайруллин. – Если к 1 ноября цены на бензин не упадут, мы выйдем на акцию протеста».

Генеральный директор ИК «Капитал менеджмент» Дилюс Шавалиев говорит: «В цене бензина примерно 65% – это налоги, в сумме налоги в стоимости Аи-92 составляют 17 руб., чистая стоимость бензина – всего 9 руб. Поэтому я бы не сказал, что нефтяники и продавцы бензина сильно жируют. Скорее, жирует государство». Бывший владелец небольшой сети АЗС утверждает, что сегодняшние цены «для мелких операторов нерентабельны», они разоряются – сам он недавно продал свой бизнес. «Государство выбрало путь регулирования исключительно розничных цен и почему-то посчитало, что оптовые цены регулировать не надо», – говорит собеседник «Ведомостей».

«На 18 сентября [в России] средняя стоимость Аи-92 составляла 26,21 руб. за литр, а в Казани – 26,62 руб.», – говорит управляющий фондом «Финам нефтегаз» Роман Беседовский.

В 2010 г. емкость рынка нефтепродуктов Татарстана составила 1,15 млн т бензина и 1,5 млн т дизтоплива. Крупнейшие игроки – «Татнефтепродукт» (167 АЗС) и «Татнефть» (153 АЗС). Местный производитель бензина – «Таиф-НК» (ежегодно производит порядка 500 000 т бензина).