Центры на вырост

Автоконцерны впервые после кризиса начали переговоры о строительстве новых дилерских центров. Такие намерения есть у VW, Ford, GM

Сколько стоит. $2000

средние инвестиции в строительство 1 кв. м нового автоцентра

300

автомобилей в месяц – минимальная норма продаж одной точки

1500

кв. м – минимальная площадь современного центра

В ближайшие пять лет автопроизводители, заключившие соглашения о промсборке, должны довести свои мощности до 350 000 машин в год или построить новые заводы на 300 000 автомобилей в год. Взамен они могут беспошлинно ввозить комплектующие. В начале лета соглашения с Минэкономразвития подписали General Motors (GM), Volkswagen (VW), консорциум «АвтоВАЗа», Renault, Nissan, «Ижавто», «Камаза» и «Мерседес-Бенц тракс восток», альянс Ford и «Соллерса».

Volkswagen собирается построить в Калуге завод мощностью 300 000 машин в год, сообщил представитель концерна. СП Ford-Sollers взяло на себя обязательство выпускать к этому же сроку 350 000 автомобилей Ford в год. Пока мощность единственного в России завода Ford – 125 000 машин в год. GM уже к концу этого года увеличит мощность петербургского завода с 60 000 до 98 000 машин в год, а к 2015 г. – до 230 000. С учетом площадок GM на ГАЗе и в Тольятти через пять лет мощности американского производителя достигнут 380 000 машин в год.

Некоторые производители уже задумались о расширении сети продаж. VW ищет в Петербурге партнеров для строительства к 2014 г. двух новых центров, рассказали сотрудники двух местных дилеров марки. Представитель дистрибутора не подтвердил, но и не опроверг эту информацию. Около полугода уйдет на поиск партнера, еще не менее года займет строительство, говорит сотрудник одного из дилеров. У VW в городе шесть дилеров с восемью центрами.

Ford в связи с планируемым расширением производства рассматривает различные возможности увеличения дилерской сети, в том числе в Петербурге, говорит представитель компании. Концерн в середине года начал поиск партнеров для строительства двух новых центров, рассказали сотрудники трех дилеров марки. А количество салонов GM увеличится уже в этом году – компания «Автомир» на месте центра Mitsubishi откроет продажи Opel и Chevrolet, рассказал директор «Автомир. Санкт-Петербург» Сергей Лысов. Еще один центр GM в середине 2014 г. собирается открыть РРТ, сказал директор холдинга Олег Барабанов. Представитель GM подтвердил сотрудничество с «Автомиром», отказавшись комментировать дальнейшие планы производителя.

Toyota в ближайшие годы не станет увеличивать количество точек в Петербурге, говорит представитель «Тойота мотор». Нет таких планов и у Hyundai c Kia, утверждают четыре дилера марок. Представители компаний не ответили на запрос «Ведомостей».

Петербургский рынок созрел для расширения сетей, полагает член совета директоров «Лауры» Михаил Логутенко. Объем продаж, который может осуществлять центр, небезграничен, говорит руководитель петербургского представительства одной из федеральных сетей. По его словам, вопрос о наращивании количества точек для некоторых марок уже актуален. До кризиса в Петербурге открывалось 20–25 центров в год, в 2009 г. развитие было заморожено.

Количество автоцентров в городе напрямую не связано с запланированным объемом продаж, но их большое число позволяет удерживать долю рынка, говорит сотрудник одного из дистрибуторов. На российском рынке производители массовых марок стараются открывать один центр на 300 000–500 000 жителей, но это не догма, в регионах с низкой покупательной способностью достаточно бывает одного центра на 800 000 человек, объясняет он. По его словам, дистрибутор должен постоянно удерживать баланс между своими планами продаж и финансовым состоянием дилеров, которым не следует конкурировать между собой до полного уничтожения. Инвестиции в средний центр – около $4 млн, при нынешнем состоянии рынка они окупаются за 7–8 лет, оценивает Логутенко из «Лауры».