«Он всегда точно знал, чего хочет». Педру Пассуш Коэлью, премьер-министр Португалии

Правительство Португалии полно решимости не допустить повторения «греческой трагедии» у себя в стране. Скоро в стране начнется приватизация госактивов. Которая, как заявил португальский премьер Педру Пассуш Коэлью, должна принести казне 7 млрд евро. Новый глава правительства обладает решительностью и самостоятельностью, которая позволит ему справиться с амбициозной задачей, говорят его друзья, а первые действия положительно оценивают экономисты

Португалия

Парламентская республика. Находится на Пиренейском полуострове, включает также Азорские острова и архипелаг Мадейра в Атлантическом океане. Территория – 92 142 кв. км. Население – 10,5 млн человек. ВВП (2010 г.) – 172,7 млрд евро, на душу населения – 16 235 евро. Торговый баланс (2010 г.): экспорт – 51,4 млрд евро, импорт – 64,6 млрд евро. Дефицит бюджета (2010 г.) – 15,8 млрд евро (9,1% ВВП). Государственный долг (на 31.12.2010 г.) – 160,5 млрд евро (93% ВВП). Безработица (июнь 2011 г.) – 12,1%. Инфляция (август 2011 г.): в месячном исчислении – 3,6%, в годовом – 2,9%. Португалия – член ООН, НАТО, Совета Европы, Евросоюза.

Второй брак и трое детей

С первой женой, певицей из поп-группы Doce Фатимой Падиной, Пассуш зарегистрировал отношения, еще учась в университете. От этого брака у него родилось две дочери – Джоана (1988 г. р.) и Катарина (1993 г. р.). В 2004 г. политик женился второй раз: его избранницей стала Лаура Мария Гарсес Феррейра, физиотерапевт из Гвинеи. В браке с ней у Пассуша в 2007 г. родилась третья дочь – Хулиа. Пассуш заботливый отец, любит собирать вместе всю семью. Reuters

Коэлью не скрывает от населения мрачных прогнозов. На днях он заявил, что показатели португальской экономики в следующем году будут хуже, чем планировало правительство. Ранее правительство ожидало, что спад составит 1,8% ВВП, новый прогноз ухудшен до 2,3% ВВП. Причина пересмотра прогнозов – замедление мировой экономики, объяснил премьер. Но он полон решимости максимально оградить свою страну от последствий мирового кризиса.

В ноябре начнется распродажа государственных активов. Это только один из элементов политики правительства, которая в 2015 г. должна привести к сокращению бюджетного дефицита с прошлогодних 9,1 до 0,5% ВВП. Предусмотрено также повышение налогов для богатых семей и на доходы корпораций. В 2012 и 2013 гг. будут заморожены зарплаты госслужащих, проведены сокращения занятых в госсекторе, сократится размер выплачиваемых пособий. Общий объем выплат снизится на 0,6% ВВП.

План правительства в деталях станет ясен только в середине октября, когда будет представлен бюджет на 2012 г., пишет FT. Однако Коэлью уже предупредил, что планирующиеся мероприятия обернутся для населения стрессом, сравнимым только с переходом от диктатуры к демократии в 1974 г.

Аналитики Fitch в сентябрьском обзоре приветствовали первые действия нового правительства, сформированного по итогам досрочных парламентских выборов 5 июня. Португалии, «может, удастся избежать дефолта или реструктуризации долга», но инвесторы вряд ли в краткосрочной перспективе восстановят доверие к стране, предупреждает Fitch.

Коэлью еще во время майской предвыборной кампании обещал, что не будет останавливаться на согласованных с ЕС и МВФ мерах по спасению экономики и намерен взять на свое правительство повышенные обязательства. Вторя своему премьеру, министр финансов Витор Гаспар говорит, что разрабатываемые правительством меры – самое серьезное экономическое потрясение для страны за последние 50 лет.

Партийный ребенок

Давать подобные обещания для молодого лидера Социал-демократической партии (СДП) было большой смелостью, но Коэлью с детства отличался независимостью и смелостью в суждениях и действиях, пишет португальский портал ionline.pt.

Он родился в 1964 г. в старинном португальском городе Коимбра в семье врачей-вирусологов. Когда ему было пять лет, родители переехали в Анголу (до 1974 г. португальскую колонию), где лечили местное население от туберкулеза и других инфекций. Он был младшим из трех детей и сам испытывал проблемы со здоровьем – пропустил весь третий учебный год в школе из-за острой почечной недостаточности, однако помогал родителям и навещал больных.

Коэлью был послушным ребенком, но умел настоять на своем и в школьные годы добился перевода из монастырской школы в государственную. «До уроков нужно было пойти в часовню и покаяться. Для ребенка шести лет это было невыносимо. Мне казалась неприемлемой среда, в которой детям внушали мысли о монстрах, чертях и аде», – написал он в вышедшей в этом году книге Mudar. В 1974 г. после революции гвоздик, покончившей с фашистской диктатурой, семья вернулась в Португалию и обосновалась в городе Вила-Реал, а у Коэлью проснулся интерес к политике. Первым, кто произвел на него впечатление, был политик и военный Антонио Соареш Карнейро, всегда импровизировавший во время своих выступлений на публике. «Этот человек никогда не повторялся», – напишет в своей книге Пассуш.

В 14 лет Коэлью вступил в молодежное отделение СДП – «Социал-демократическая молодежь», а вскоре возглавил его. Партийные предпочтения определил отец и его друзья – активные члены СДП. «Педру уже в 15 лет воспринимали как взрослого. Он всегда быстро принимал решения, много общался с теми, кто его старше, и точно знал, чего хочет», – приводит портал ionline.pt слова Антонио Мануэля Диас Коррейя, друга детства Пассуша. Он характеризует политика как принципиального и твердого человека, который «умеет сопротивляться, когда ему мешают». Журналист Алехандре Парафита, знакомый с Пассушем с момента избрания его генсекретарем движения «Социал-демократическая молодежь», вспоминает, что пытался уговорить Педру попробовать себя в журналистике. По словам Парафита, «Пассуш уже тогда прекрасно владел словом», но был твердо настроен только на политику. Статью, посвященную избранию Коэлью, он назвал «Педру Пассуш Коэлью: юноша, который обещает...».

Однажды вступив в СДП, Коэлью партии не изменял. В 1984 г. был избран генсеком политической национальной комиссии партии и следующие почти два десятилетия посвятил политике, в юности совмещая партийную деятельность с учебой. В Лиссабонском университете он изучал математику, хотя его мечтой была медицина. Но последовать примеру родителей не смог – недобрал баллов для поступления на медицинский факультет. Учась в университете, подрабатывал преподаванием математики в школе.

Депутат и экономист

В 1990 г. Коэлью впервые стал депутатом национального парламента. Через четыре года его переизбрали – и он стал официальным пресс-спикером партии, а также представлял Португалию в Парламентской ассамблее НАТО. Работа в парламенте позволила ему претендовать на пожизненную пенсию, но Коэлью от нее отказался, а в 1999 г. решил изменить свою жизнь и немного отойти от политики.

После 20 лет политической деятельности он вернулся на ученическую скамью, чтобы в 2001 г. получить степень по экономике. «Не тратьте время на то, что не важно... Политика никогда не заканчивается в шесть или в семь часов. Есть много вещей в политике, занимаясь которыми можно потерять время», – объяснял он позже. Полученные экономические знания Коэлью начал применять на практике. С 2000 г. он занимал должности консультанта в компаниях Tecnoformas, LDN, холдинге Fomentinvest. Президентом холдинга был друг Коэлью – Коррейя. Будущий премьер в 2007–2009 гг. совмещал должности исполнительного директора Fomentinvest и президента входящего в холдинг HLC Tejo. Компании занимаются проектами в области альтернативных видов энергии.

Однако политическую деятельность Коэлью не оставил. В 2008 г. он стал инициатором общественно-дискуссионной платформы, обсуждать на которой предлагал самые важные для развития страны вопросы. Год начала финансового кризиса стал для него переломным – он впервые попытался стать лидером партии, призвав ее к переменам. Но однопартийцы поддержали Мануэлу Феррейру Лейте, которая была старше Коэлью вдвое.

В следующие два года в парламенте развернулись баталии, связанные с принятием решения по выходу из кризиса, в которых Коэлью проявил себя жестким бойцом. В начале 2010 г. Коэлью стал говорить, что в действительности план, разработанный социалистами, не является реалистичным, был разработан в спешке на основе неверных экономических подсчетов. Коэлью высказался против предлагаемого баланса между сокращением расходов и ростом налогов. По его мнению, неоправданно завышенный в сторону последнего. Как Пассуш позже утверждал в интервью WSJ, план требовал «неприемлемых жертв от самых уязвимых членов общества». Жозе Сократеш (тогда занимал пост премьера) в ответ назвал оппонента лицемером за то, что тот отклонил план по стабилизации, несмотря на то что цели и задачи обоих политиков совпадали. «Серьезное различие между социал-демократами и социалистами Жозе Сократеша в том, что мы верим в то, что делаем», – обосновывал Коэлью свою позицию. Вряд ли можно назвать жаждой власти желание получить в наследство от предыдущего правительства разрушенную экономику, отвергал Коэлью обвинения в стремлении прийти к власти любой ценой, в том числе и ценой досрочных выборов.

Противодействие социал-демократов вынудило Сократеша назначить досрочные выборы, на которые Коэлью вел свою партию уже в качестве лидера (был избран им в марте). Его активная позиция в разгар кризиса не осталась незамеченной однопартийцами. Центральным тезисом программы стал призыв к переменам.

Приятный сюрприз

«Мы должны приятно удивить», – заявил Коэлью французской Les Echos сразу после утверждения премьером. Однако некоторые вещи он менять не намерен. Так, премьер отказался переезжать из скромной пятикомнатной квартиры на непрестижной окраине Лиссабона в правительственную резиденцию. А на первый свой саммит ЕС, как и на все последующие, премьер отправился обычным рейсом экономкласса. У португальских премьеров нет традиции пользоваться собственными самолетами, но его предшественники летали первым или бизнес-классом. Одним из первых указов стало сокращение числа министров с 16 до 11 – в частности, у Португалии теперь нет министра культуры. Премьер не сомневается в своих силах: уверенности придает успешный опыт в бизнесе. «Я работал как менеджер и управляющий в компаниях и ни одну из них не довел до банкротства», – отвечал он скептикам, сомневающимся в том, что не работавший в правительстве ранее политик сможет успешно провести страну через трудности. «Может, это [отсутствие опыта] и не идеальная ситуация. Но бывают моменты, когда опыт значит меньше здравого смысла и способности меняться», – цитирует его Reuters. Финансовые сокращения только начались, поэтому пока рано говорить о влиянии, которое они оказали на процесс сокращения дефицита, но новое правительство, назначенное после июньских выборов, показало приверженность финансовой консолидации, отмечает в сентябрьском отчете Citi. Но низкий экономический рост и вероятный скорый пересмотр счетов делает довольно сложным достижение заявленных целей, обращают внимание аналитики банка. Однако у правительства Коэлью, по их мнению, есть возможность провести сокращения и добиться выполнения программы, так как опросы показывают, что его правительство пользуется широкой народной поддержкой.