Личный коуч: лживый характер


Последние годы я наблюдаю повышенный интерес к теме лжи. Психологический детектив «Поймай меня, если сможешь» и еще более известный сериал «Обмани меня» с Тимом Ротом в главной роли собрали и продолжают собирать миллионные аудитории. В программах некоторых HR-конференций заявлены спикеры, рассказывающие о тестировании, способном выявить предрасположенность человека ко лжи. На рынке появились компании, готовые предложить детектор лжи, специально адаптированный под потребности рекрутинга. Клиенты – руководители и чиновники разных рангов – утверждают, что вопрос лживости сотрудника сегодня очень важен для них.

Если быть конкретнее, то их волнуют два вопроса. И первый – как определить, что собеседник вас обманывает?

Выявить ложь, как и показывают в фильмах, можно по особой мимике, жестам, поведению, тембру голоса, скорости речи и т. д. Не смотрит в глаза, беспокоится, нервничает, делает лишние движения – все это индикаторы того, что собеседник находится вне своей «зоны комфорта». В таких случаях стоит задуматься над причиной волнений – вполне возможно, что человеку есть, что скрывать. Но причиной может быть и банальное смущение, неумение держаться. Если собеседник застенчив, неуклюж, краснеет, бледнеет, запинается и подолгу ищет слова – это не означает, что он врет с утра до вечера.

Второй вопрос, волнующий руководителей, – как распознать человека, склонного ко лжи? Что именно вынуждает его это делать? Откуда берется лживый характер?

Как и многие другие модели поведения, частая ложь и попытка обмануть окружающих коренятся в детстве человека. Если ребенка мало хвалить и много наказывать, он будет стараться как можно чаще демонстрировать социально желательное поведение. А когда не получится оправдать столь высокие ожидания взрослых, попробует прибегнуть ко лжи. Почувствовав выгоду от лжи единожды, он, несомненно, захочет прибегнуть к ней снова, чтобы получить похвалу, которая для него столь редка и дорога. Так ребенок становится привычен ко лжи. Во взрослом возрасте эта привычка не просто сохраняется, но часто усиливается и перерастает в лживый характер. Обычно такие люди врут, чтобы скрыть свои ошибки, потому что в их представлении за ошибки их будут ругать, ошибаться плохо и не положено, ведь от них всегда ждут безупречной работы.

Совсем другая причина лежит в основе лжи с целью получения выгоды. Человек с характером такого типа склонен к различным авантюрам, махинациям и другим темным делам.

Человек с лживым характером третьего типа врет не ради сокрытия ошибок или выгоды, он врет всегда и везде. Помногу и по чуть-чуть. Его ложь может быть безобидна, а может иметь серьезные последствия. Зачем он это делает? Вовсе не со злого умысла, а чтобы повысить самооценку. За годы у него вырабатывается особый стиль – немного приукрасить реальные события, сделать свою персону более значимой, добавить важности собственной роли...

Руководителю, который хочет распознать склонность работника ко лжи, стоит довериться интуиции. Это вовсе не значит, что нужно обвинять в воровстве того, кто вам не нравится. Но если у вас возникли подозрения, создайте ситуацию, где воровство может выплыть, поставьте безопасную ловушку, возможность повторить поступок, устройте испытание. На мой взгляд, наиболее эффективный инструмент борьбы с ложью в коллективе – это баланс доверия и контроля со стороны руководителя, его умение создать культуру, где обманывать не принято.