Открывается фестиваль арт-фильмов "Осенняя эйфория"

Небольшой фестиваль «Осенняя эйфория», проходящий в московском кинотеатре «Ролан», подчеркнуто толерантен: в его афишу включены фильмы, поклонники которых никогда не договорятся между собой о критериях прекрасного
кадр из фильма «Гавр»/ outnow.ch

Хотя главные приманки программы, составленной кинокритиком Андреем Плаховым, очевидны: рекламой «Гавра» Аки Каурисмяки и «Полночи в Париже» Вуди Аллена служат сами имена авторов, а качество «Драйва» Николаса Виндинга Рёфна удостоверяет каннский приз за режиссуру. Но вот уже и повод поспорить: неужто жестокий «Драйв» лучше волшебного «Гавра», который на том же Каннском фестивале получил лишь признание международной кинопрессы?

А спорить киноманы любят едва ли не больше, чем смотреть кино: благо социальные сети предоставляют безразмерную площадку для запальчивых или ядовито-снисходительных комментариев в адрес чужого кружка по интересам. С точки зрения поклонников Филиппа Гарреля (в программе «Эйфории» его мелодрама «То лето страсти»), публика Вуди Аллена недостаточно утонченна, а любители «Драйва» или фильмов Такаси Миике (представленного на фестивале «японским вестерном» «13 убийц») вообще дикари. Обожатели Миике и Рёфна в свою очередь всегда готовы обвинить гаррелефилов в снобизме, алленопоклонников в сентиментальности, тех и других в старомодности и т. д. и т. п. Не сойдутся они даже во взглядах на презренный мейнстрим, потому что как тогда быть с «Драйвом», который, несмотря на каннский приз, скорее крепкий боевик, чем серьезное художественное высказывание? И что делать с российским кино, дружно не любимым всем нашим синефильским сообществом (а между тем на «Эйфории» будет «Портрет в сумерках» Ангелины Никоновой)?

Но Андрей Плахов ориентируется не столько на придирчивых сумасшедших знатоков, сколько на публику, которая интересуется искусством кино в менее активном режиме, однако периодически почитывает репортажи с главных международных фестивалей и не прочь составить собственное впечатление о предмете кинокритических заметок. Во всяком случае, кажется, что именно такой идеальный зритель видится составителю демократичной афиши «Осенней эйфории»: доброжелательный, просвещенный, но приходящий в кинозал без сакрального знания о том, что модно хвалить, а что ругать в текущем киносезоне.

Фильмы «Эйфории» рано или поздно доберутся до российского проката («Полночь в Париже» – уже через неделю), но мы ведь не против увидеть их, во-первых, пораньше, а во-вторых, с интервалом не в пару месяцев между сеансами? Заодно можно сравнить вкусы отборщиков каннской и венецианской программ: если из первой – «Гавр» и «Драйв», то из второй – не менее полярные «13 убийц» и «То лето страсти». Просветительская задача Андрея Плахова – в очередной раз напомнить, что арт-кино может быть каким угодно: быстрым и медленным, простым и сложным, про гонщиков и самураев, ирландских полицейских (это еще не упомянутый «Залечь на дно в Дублине») и американских туристов, с Моникой Беллуччи или с негритенком, которому помогают все добрые люди города Гавра (и будем честны: если у вас есть время только на один фильм «Эйфории», выбирайте «Гавр» – не ошибетесь).