Чертова дюжина «Яндекса»

Акции «Яндекса» на бирже обвалились на 13% до минимального исторического значения – $22,9 за бумагу, что на 9% ниже цены IPO. Так инвесторы могли отреагировать на «прямой и откровенный» разговор с гендиректором компании Аркадием Воложем
Bloomberg

Yandex N. V.

интернет-холдинг. Акционеры: Baring Vostok Capital Partners (19,1% уставного капитала), Tiger Global (16,7%), Аркадий Волож (12,4%), Илья Сегалович (2,6%), 17,8% торгуется на NASDAQ. Капитализация – $7,5 млрд. Финансовые показатели (US GAAP, 2010 г.): выручка – 12,5 млрд руб., чистая прибыль – 3,8 млрд руб.

Стоимость акций «Яндекса» на закрытие торгов на NASDAQ упала на рекордные 13,1% до $22,9 за бумагу. Это на $2,1 ниже цены, по которой компания провела IPO в мае этого года, – $25 за одну акцию. Котировки обвалились после встречи руководства поисковика с представителями хедж-фондов, организованной банком Goldman Sachs, пишет аналитик Barron’s Тирнан Рэй. На этой встрече обсуждалось, в частности, что «Яндекс» снизил свою долю на российском рынке поиска. По данным Liveinternet, она сократилась на 3,3 пункта до 61,3% с апреля по сентябрь 2011 г. Тогда как доля Google в России, напротив, выросла за это время на 2,7 пункта до 25,1%.

После обвала котировок IR-менеджеры «Яндекса» разослали инвесторам письмо, в котором указали, что ответы гендиректора Аркадия Воложа были «прямыми и откровенными» и могли быть неправильно истолкованы фондами. В письме говорится также, что Google стала более агрессивно вести себя в России, ее успехам способствует популярность браузера Chrome, где в качестве основного установлен поиск от Google.

Google провела в этом году несколько рекламных кампаний, самые заметные – по продвижению Chrome в феврале, июне и сентябре; компания также рекламировала свой голосовой поиск и мобильные карты, рассказал директор по маркетингу Google в России Константин Кузьмин. По данным TNS Media Intelligence, за январь – август 2011 г. Google увеличила количество выходов рекламы на 159% по сравнению с тем же периодом 2010 г., а «Яндекс», наоборот, уменьшил на 45,75% (национальное размещение плюс Москва).

«В итоге нам удалось вывести Chrome на одну из лидирующих позиций и сделать качественный скачок в использовании поиска и карт Google на мобильных устройствах», – радуется Кузьмин. По данным Liveinternet, доля Chrome в рунете с апреля по сентябрь 2011 г. выросла на 4,4 пункта до 16%. В апреле Chrome был пятым по популярности браузером (с долей 12%), а в сентябре стал четвертым (сместив Opera mini), говорит создатель Liveinternet Герман Клименко. Если доля Chrome продолжит и дальше расти такими темпами, то доля «Яндекса» будет неизбежно падать, так как соотношение поисковиков внутри Chrome не в его пользу: 45% пользователей этого браузера используют Google, 41% – «Яндекс», рассуждает он. Кроме того, летом Google убрала «Яндекс» из окна выбора поисковой системы в браузере Chrome, заметили сотрудники «Яндекса». И сделано это было только для России.

«Яндекс» тоже активно продвигает свой поиск через браузеры. Например, он стоит как поиск по умолчанию в русскоязычной версии Firefox, при открытии новой вкладки в Opera, а также в собственных «сборках» браузеров Firefox, Opera, Internet Explorer, Chrome.

В первом полугодии 2011 г. «Яндекс» серьезно увеличил выплаты партнерам по дистрибуции поиска (в их числе и браузеры) – до 516 млн руб., или на 106% по сравнению с тем же периодом 2010 г.

Представитель «Яндекса» отказался сказать, собирается ли компания наращивать рекламу. В связи с падением доли «Яндекс» скорее всего увеличит расходы на маркетинг, что отразится на его рентабельности в IV квартале, считает инвестбанкир, участвовавший в размещении компании. Доля «Яндекса» в поиске снизилась, но, чтобы говорить о серьезной тенденции, нужно смотреть на динамику трех-четырех месяцев, считает аналитик Deutsche Bank Марк Никли. На финансовых показателях «Яндекса» временное снижение доли тоже не скажется, уверен он: основная часть рекламодателей, размещающих рекламу на сайтах «Яндекса», – малые и средние предприятия, и Google придется много потрудиться, чтобы переманить их к себе.

В проспекте к IPO «Яндекс» предупредил инвесторов, что его доля может колебаться, а данные Liveinternet и вовсе публичны, говорит инвестбанкир. Кроме того, его доля снижалась и раньше, а выручка стабильно росла. Скорее всего акции «Яндекса» отыграют падение, но вряд ли раньше публикации отчетности за III квартал в конце октября, считает инвестбанкир. Вчера торги акциями «Яндекса» открылись ростом на 5,6% до $24,2 за бумагу. Но потом опять упали до $22,5.