IBM дороже, чем Microsoft

IBM обошла Microsoft по капитализации впервые с 1996 г. и стала второй после Apple. По мнению экспертов, IBM вовремя отказалась от сборки компьютеров и сосредоточилась на том, чему училась всю свою вековую историю, – инновациях для бизнеса

IBM

Производитель сложных серверных систем, программного обеспечения, также занимается IT- и бизнес-консалтингом. основана в 1911 г. 99,9% акций IBM – в свободном обращении. Капитализация – $208,8 млрд. Выручка (US GAAP, 2010 г.) – $99,9 млрд, Чистая прибыль – $14,8 млрд.

В прошлый четверг капитализация IBM на Нью-Йоркской фондовой бирже составила $214 млрд, на $0,8 млрд превысив рыночную стоимость Microsoft (ее акции обращаются на другой американской бирже – NASDAQ). В пятницу это соотношение сохранилось: IBM стоила $208,8 млрд, Microsoft – $208,5 млрд.

IBM уже пыталась выйти в лидеры в мае 2011 г., но тогда ее перевес сохранялся в течение всего нескольких часов одного дня – к закрытию торгов Microsoft снова стоила дороже.

Microsoft стала самой дорогой IT-компанией мира не без поддержки IBM. Еще в ноябре 1980 г. компании договорились, что на первых персональных компьютерах IBM (были выпущены в 1981 г.) будет установлена операционная система MS-DOS. Так, в один момент Microsoft превратилась в основного поставщика операционных систем для персональных компьютеров, а после выпуска Windows – и в монополиста этого рынка. В 1996 г. Microsoft обошла по капитализации IBM, а потом и другие IT-компании и оставалась мировым лидером до мая 2010 г., когда ее оттеснила на второе место Apple (ее капитализация в пятницу составляла $353,5 млрд). Теперь, уступив IBM, Microsoft скатилась на третью позицию. «Мне всегда казалось странным, что IBM сильно недооценена, учитывая количество принадлежащих ей патентов и технологий», – говорит владелец крупного российского IT-холдинга «Ланит» Георгий Генс. В последние 18 лет IBM остается крупнейшим получателем патентов и в США, и в мире. Microsoft в 2010 г. занимала третью строчку в списке получателей патентов в США (после IBM и Samsung), а в 2005–2006 гг. даже не попадала в топ-10.

А рост котировок акций IBM могло спровоцировать возвращение компании к выкупу бумаг с биржи, добавляет Генс. Еще до кризиса IBM активно приобретала собственные акции: в 2007–2008 гг. она потратила на их выкуп около $30 млрд. А в апреле 2011 г. ее совет директоров одобрил увеличение бюджета на покупку акций с неизрасходованных на тот момент $4,7 млрд до $12,7 млрд, и компания пообещала, что в октябре предложит совету еще расширить эту программу. Только с начала апреля 2011 г. капитализация IBM выросла на 6,5%.

IBM не боится радикально менять направление бизнеса. В 2005 г. она договорилась о продаже производства компьютеров китайской Lenovo. «Выпуск ПК – пройденный этап», – уверял «Ведомости» в 2007 г. гендиректор IBM Сэм Пальмизано: IBM фокусируется на корпоративных клиентах, а компьютеры стали продуктом для домашних пользователей. Впрочем, IBM зарабатывает в том числе благодаря массовым продуктам: например, ее процессоры используются в видеоприставках Sony Playstation 3 и Xbox 360 от Microsoft.

А у Microsoft одним из последних успехов стал как раз выпуск видеоприставки Xbox 360. Ее попытки закрепиться на рынке музыкальных плейеров, платформ для мобильных телефонов и для планшетных компьютеров оказались неудачными. В Microsoft проблемы с поддержкой инновационного духа внутри компании, считает Стив Бланк, известный предприниматель Силиконовой долины и преподаватель Стэнфордского университета: «В США многие считают, что история Microsoft уже закончилась».