Закон на выброс

Правительство взялось строить российское экологическое законодательство заново, по западным образцам. Существующая система себя дискредитировала, признают чиновники, а новая заработает к 2020 г.

Сейчас Россия – на 69-м месте в мире по состоянию окружающей среды в рейтинге, который составляет Йельский университет. Около 15% территории страны находится в критическом состоянии, в районах экологического кризиса живет около 1 млн человек, говорил премьер Владимир Путин. Проблемы в том числе и в неэффективном экологическом законодательстве, уверены эксперты.

Условия невыполнимы

В европейских странах контролируется от 10 до 60 показателей загрязнения воздуха. Всемирная организация здравоохранения рекомендует следить лишь за 9 показателями. А российские нормативы, по признанию министра природных ресурсов Юрия Трутнева, просто недостижимы. Отслеживать нужно более 3000 веществ: есть нормативы для более чем 2000 веществ, загрязняющих воздух, говорит представитель Минприроды, и свыше 1000 веществ, если речь идет о воде.

Российское экологическое законодательство разрабатывалось в начале 1990-х гг. и с тех пор почти не менялось. Правила основаны на предельно допустимых концентрациях (ПДК) загрязняющих веществ в выбросах. Нормативы составлены таким образом, чтобы исключить риск развития хронических заболеваний, вызванных загрязнениями окружающей среды, объясняет представитель Минприроды. А норма для водной среды – отсутствие риска гибели ее обитателей.

За выбросы в пределах нормы предприятия вносят плату, которая рассчитывается в рублях на единицу вредного вещества. Например, условное промышленное предприятие в этом году должно заплатить 59 130 руб. за выбросы 10 загрязняющих веществ в пределах нормы (диоксид азота, оксид азота, ацетон, бензол и др.), посчитал для «Ведомостей» эколог одной из компаний. Данные для расчетов дает само предприятие, а Росприроднадзор потом проводит проверки.

Однако существующие в России ПДК описывают идеальную реальность, констатирует Александр Багин, научный руководитель Института экономики природопользования и экологической политики ВШЭ: нормативы рассчитаны на основе математических моделей и отследить их превышение очень сложно. Даже если в реку вылить питьевую воду, по существующим нормативам это уже будет считаться загрязнением, отмечает он. К тому же не для каждого из 3000 веществ, концентрацию которых нужно отслеживать, существуют технологии замеров.

В качестве компромисса между идеальными требованиями и реальностью еще в 1990-х гг. предприятиям начали выдавать индивидуальные разрешения на временно согласованные сверхлимитные выбросы, говорит представитель Минприроды. Эти разрешения ежегодно утверждаются Росприроднадзором. А предприятие платит за них повышенный коэффициент к нормативной плате. Например, за выброс 10 загрязняющих веществ (тот же диоксид азота и проч.) в объемах, которые превышают ПДК, но согласованы с Росприроднадзором, предприятие может заплатить 103 123 руб., т. е. на 74% больше «нормативного».

Однако и у этого механизма есть недостатки, признает представитель Минприроды: поскольку нет четкого регулирования «сверхлимитов», у чиновников есть возможность «индивидуальных подходов» к предприятиям, что, в свою очередь, может привести к неограниченному загрязнению воздуха. Временные разрешения, «которые выдаются через пень-колоду или за взятки», – так отзывался о всей системе президент Дмитрий Медведев в июне этого года. А Трутнев тогда же объяснял президенту, что государство само виновато: сначала оно ставит перед предприятиями «невыполнимые условия», а потом создает «такую систему, которая поощряет возможность не выполнять эти условия».

«Штрафы смехотворны»

Экологические штрафы в России также не индексировались с 1991 г. «Штрафы смехотворны», – отмечал еще в 2009 г. директор департамента Минприроды Ринат Гизатулин. – Предприятия предпочитают платить штрафы вместо строгого соблюдения установленных нормативов по сбросам».

Затраты на реконструкцию установок очистки газа составляют миллионы, в отдельных случаях – миллиарды рублей, а штрафы за эксплуатацию неисправного оборудования – в десятки раз меньше, объясняет представитель Минприроды. Штраф за несогласованное превышение норматива одного вредного вещества составляет в среднем 3000–5000 руб., говорит он. А, например, в германской земле Баден-Вюртемберг штрафы за незаконный сброс сточных вод варьируются от 750 до 7500 евро.

Один из самых крупных исков о возмещении экологического ущерба в новейшей российской истории – на 4,3 млрд руб. – был предъявлен «Норникелю» в 2007 г. за сверхнормативные сбросы вредных веществ в реки Красноярского края. В реках тогда обнаружили железо, никель, нефтепродукты, свинец, медь, хлориды, нитраты, кальций, магний, фосфаты, цинк. Однако суд признал итоги проверки недействительными.

За весь 2010 г. Росприроднадзор начислил 823,8 млн руб. штрафов за нарушение экологических требований, говорится в недавней презентации руководителя ведомства Владимира Кириллова.

Многие из российских предписаний в области экологии уже устарели, они не отслеживаются властями и не гармонизированы с европейскими нормами и предписаниями, делится руководитель департамента управления качеством, охраны окружающей среды и труда Siemens Курт-Вернер Карпхайм.

В погоне за Европой

Теперь чиновники готовят изменения. Нормативы будут пересмотрены и их число сократится, рассказывает сотрудник Минприроды. Как именно – пока не ясно. Зато понятно, как изменится сам подход к плате за вредные выбросы, – по примеру Европы. Министерство уже разработало проект основ экологической политики России до 2030 г., а вместе с ним планируется принять целый пакет законов.

Один из самых важных законопроектов, описывающий новые нормативы, летом внесен правительством в Госдуму. Чиновники предлагают уйти от ПДК к принятой в Европе практике применения «наилучших доступных технологий» (НДТ). По словам Трутнева, это коснется 11 500 предприятий, на которые приходится 99% всех выбросов и сбросов в России. Согласовывая с властями уровень загрязнения, они должны будут сопоставить его с «лучшими доступными в отрасли технологиями», которые уже внедрены на аналогичных предприятиях. Это будет стимулировать их к модернизации производства. В Европе НДТ описаны в 27 отраслевых справочниках, которые обновляются раз в три года. Россия либо адаптирует их, либо разработает свои, отмечал министр.

А те предприятия, на которые приходится оставшийся 1% выбросов и сбросов (всего их около 1 млн), вообще будут работать по особой схеме. По словам Трутнева, около 700 000 предприятий, уровень воздействия которых на окружающую среду минимален, смогут перейти на декларирование. А для оставшихся 290 000 нормативы будут установлены по факту сбросов.

Долгий переход

Перейти к новому механизму предлагается до 2020 г. Всю необходимую документацию Минприроды планирует разработать к 2014 г., к 2016 г. – запретить проектирование предприятий, не соответствующих нормам НДТ, к 2020 г. – ввести те же ограничения для действующих предприятий.

А до тех пор будет расти плата за негативное воздействие на окружающую среду, чтобы предприятия активнее начинали применять технологии НДТ. С 1 января 2015 г. для временно развешенных лимитов загрязнения Минприроды предлагает ввести 25-кратный повышающий коэффициент. А нарушителю этих лимитов придется заплатить уже в 100 раз больше. В 2020 г. плата за негативное воздействие для предприятий, которые не перешли на НДТ, будет составлять уже 1,1% от прибыли, рассказывал Трутнев. А с 2021 г. выдачу временных разрешений и вовсе предлагается отменить.

Сами предприятия по-разному оценивают такие перспективы. «Газпром нефтехим Салават» уже строит новые производства, ориентируясь на НДТ, и идею их внедрения поддерживает, говорит его представитель. А топ-менеджер другой нефтехимической компании опасается: из документа не ясно, будут ли нормативы по НДТ приравнены к законодательно закрепленным уровням или, как в Европе, останутся ориентиром для того, чтобы предприятие продолжало совершенствовать собственные технологии.

Порядок введения технологического нормирования будет приниматься уже после базового закона, указывал летом гендиректор UC Rusal Олег Дерипаска. Получается, когда закон будет принят, может выйти так, что работающему предприятию, которое имеет все необходимые временные разрешения, могут быть «насчитаны санкции и предъявлен ущерб», отмечал бизнесмен. В ближайшие два года целесообразно адаптировать процесс применения принципов НДТ в отдельных отраслях, советует представитель «Сибур холдинга». Оптимальным будет постепенный переход к новым нормам с учетом реальных сроков модернизации, подчеркивает он.

Но представитель Минприроды напоминает, что все необходимые документы уже в разработке. А первое чтение законопроекта запланировано на октябрь, отмечает представитель комитета Госдумы по природным ресурсам.