Первые шаги

Производители грузового автотранспорта, создавшие сборочные производства в России, начинают искать локальных поставщиков компонентов. Пока успехи невелики – мешают малые объемы выпуска

Первый завод по сборке грузовиков, принадлежащий компании-производителю первого эшелона, появился в России в разгар кризиса: в 2009 г. сборочное производство в Калуге мощностью 15 000 машин в год открыла Volvo Trucks. С конца прошлого года на нем же производятся и грузовики Renault Trucks, «дочки» Volvo. В прошлом году начата сборка грузовых машин Mercedes-Benz на площадке «Камаза» в Набережных Челнах. Renault сейчас производит девять машин в день, в конце прошлого года было только три в день, рассказывает гендиректор «Рено тракс восток» Фабрис Горлье. Он рассчитывает, что к 2014 г. его компания сможет собирать до 5000 машин в год. Остальные 10 000 – Volvo. Партнеры уже объявили о желании увеличить в будущем мощность завода до 25 000 автомобилей в год.

Год назад в Петербурге заработал завод Scania, собирающий шведские грузовики из импортируемых крупных узлов. Его изначальная мощность – 6500 штук в год – к концу этого года будет увеличена до 8000. А в апреле 2012 г. неподалеку от производства Scania заработает завод еще одного гиганта – MAN, он сможет производить 6000 грузовиков.

«В отличие от выпуска легковых машин история масштабного производства иностранных грузовиков в России только начинается, объемы их сборки пока слишком малы, чтобы рассчитывать на какую-либо серьезную локализацию», – рассуждает Иван Бончев, директор российского офиса Ernst & Young.

Хотя желание производителей сэкономить за счет закупки комплектующих на месте есть. По словам Горлье, в течение ближайших нескольких лет «Рено тракс восток» хочет локализовать до 30% производства. MAN пришла в Россию, чтобы стать местным производителем, поэтому хочет найти местных поставщиков как можно быстрее, уверяет гендиректор петербургского завода немецкого производителя Томас Шнайдерхайнц. По некоторым моделям Scania уже достигла уровня локализации в 10% и не собирается останавливаться, рассказывает Ханс Тарделль, гендиректор «Скания-Русь».

А «Мерседес Бенц тракс восток» связана обязательством по локализации, поэтому также ведет активную работу по поиску партнеров, говорит гендиректор СП Daimler и «Камаза» Борис Билих. В начале лета «Мерседес Бенц тракс восток» в консорциуме с «АвтоВАЗом», Renault, Nissan, «Ижавто» и «Камазом» подписала соглашение с Минэкономразвития, вступив таким образом в режим промсборки. Консорциуму необходимо в течение пяти лет достичь 30% локализации. «Мы все только в начале пути, начинаем смотреть, какие комплектующие можно покупать в России», – говорит Билих.

В первую очередь локализовать сборку грузовиков можно за счет установки кузовов и навесного оборудования, произведенных российскими партнерами, рассказывают Горлье и Тарделль, не называя поставщиков. По словам Тарделля, Scania также ищет в России на первом этапе производителей топливных баков и других мелких деталей. MAN рассчитывает, что в страну придут традиционные поставщики компании, но и местные производства тоже могут делать комплектующие, утверждает Шнайдерхайнц.