Отдача от инвестиций в сотрудника российской компании значительно возросла

Каждый доллар, потраченный российскими компаниями на оплату труда в 2010 г., приумножился вдвое, утверждают специалисты российского офиса PwC. Но работодатели продолжают исследовать возможности дополнительного сокращения затрат
Д.Гришкин

Для компании «Ситроникс» 2011-й стал годом взрывного роста количества масштабных проектов: УЭК (универсальная электронная карта), ИТС (интеллектуальная транспортная система), запуск производства микрочипов 90 нм. Как следствие, возник острый дефицит высококвалифицированных специалистов – системных архитекторов, консультантов по информационным системам Oracle, SAP и др. На российском рынке всего несколько сотен классных специалистов в этих областях, и если раньше их мотивировали интересными проектами и деньгами, то теперь скорее только деньгами, так как интересными проектами рынок переполнен. Подготовка хорошего специалиста по информационным системам занимает несколько лет, но предсказать такое количество масштабных проектов в 2011 г. в период кризиса никто не мог, утверждает Артур Авдеенко, директор по персоналу. Поэтому проблема привлечения новых кадров в «Ситрониксе» стоит очень остро и затраты на подбор персонала как минимум не снижались, утверждает он.

Доллар отработан

Каждый доллар, потраченный российскими компаниями на оплату труда, принес в 2010 г. $2,1 отдачи. Годом ранее этот показатель был значительно ниже – $1,5 и лишь в докризисном 2008 году составил $2,7, утверждают специалисты российского офиса PricewaterhouseCoopers (PwC) по результатам пятого ежегодного исследования эффективности систем управления персоналом.

Общие затраты на персонал в расчете на суммарный эквивалент СПС (сотрудник на полной ставке) выросли в 2011 г. лишь на 11% до $205 045, а выручка в расчете на эквивалент СПС – почти на 30% до $248 403, отмечают в PwC. Рост расходов на персонал свидетельствует об ослаблении контроля над затратами, но тенденция к экономии сохраняется, пишут консультанты.

Сразу после кризиса падение выручки российских компаний происходило быстрее снижения численности, говорит Сергей Львов, гендиректор российской консалтинговой компании Axes Management. А во время посткризисного восстановления все ровно наоборот: численность и зарплаты растут медленнее выручки. В результате у большинства российских компаний в настоящее время такие показатели, как производительность труда на сотрудника или отдача от вложений в персонал, оказались на очень хорошем уровне, утверждает он. Это не значит, что затраты на персонал и дальше будут расти, говорит Львов. Многие думают скорее о том, нет ли возможности дополнительно повысить эффективность и сократить траты.

Тратят меньше

И действительно, инвестиции в обучение и развитие персонала по итогам 2010 г. сократились до $122 на человека, пишут консультанты. Даже годом ранее компании тратили больше – $175. Затраты на управление персоналом сократились c $380 до $327.

Правда, нагрузка на сотрудников подразделений по управлению персоналом немного снизилась. Если в 2009 г. на каждого кадровика приходилось в среднем 90 штатных сотрудников, то в 2010 г. – лишь 80. Для сравнения: в Европе на одного сотрудника по управлению персоналом в 2009 г. приходилось 92 штатных сотрудника. Итоги 2010 г. пока не подведены.

Средние затраты на подбор персонала сократились с $1211 до $316 на одного сотрудника, утверждают в PwC. В Европе в прошлом году на подбор персонала тратили $934 на человека. В этот показатель включаются все прямые и косвенные затраты, связанные с подбором, отмечают в PwC, – от рекламы вакансий и проведения презентаций в вузах до затрат, связанных с переездом вновь нанятых сотрудников на новое место работы.

Затраты на подбор сотрудников в УК «Альфа капитал» за девять месяцев 2011 г. оказались вдвое меньше аналогичного периода 2010 г. при том же объеме закрытых вакансий, рассказал директор по персоналу компании Юрий Григорьян. Но дело, по его словам, не только в стремлении к экономии. «Мы накопили большую экспертизу, которая позволяет самостоятельно вести проекты по закрытию сложных вакансий среднего и высшего уровня», – сообщает он.

Приоритеты поменялись

После кризиса российские работодатели крайне неохотно тратили деньги на персонал, говорит Вера Богатых из PwC. Хорошие показатели 2010 г. были получены в том числе за счет режима экономии, но они вряд ли приведут к значительному увеличению затрат, полагает она. Вот только приоритеты отделов персонала заметно изменились. Если в 2010 г. наиболее важными направлениями работы были увеличение производительности труда и оптимизация расходов на персонал, то в 2011 г. приоритетными стали повышение удовлетворенности сотрудников и подбор персонала, отмечают в PwC.

Специалисты PwC рассчитывают так называемый коэффициент увольнений – долю сотрудников, покинувших работодателя независимо от причины. Оказалось, что в 2011 г. сотрудники и работодатели расстаются менее охотно, чем годом ранее: коэффициент увольнений снизился с 20,4 до 16,6%. В 2011 г. службы персонала большинства участников опроса PwC напряженно ждали, что ситуация на рынке труда России резко изменится – компании начнут активно переманивать лучших специалистов, но этого пока не произошло, утверждает Богатых.

Работодатели и работники заняли осторожную, выжидательную позицию, соглашается с ней Екатерина Ухова из Ernst & Young (E&Y). Работодатели понимают, что кризис совсем не закончен, и поэтому стараются не рисковать, утверждает она.

Рынок находится в ожидании, кандидаты не торопятся с принятием решения о переходе, работодатели нанимают в основном на позиции, генерирующие прибыль, говорит Григорьян.

Чуть выше инфляции

Более половины (52%) российских компаний, принявших участие в обзоре заработных плат E&Y, планируют увеличить численность персонала в среднем на 11%, и только 5% запланировали сокращение численности персонала. Рост вознаграждения персонала у респондентов E&Y превысил инфляцию в среднем на 1,6%, впрочем, до кризиса доходы сотрудников росли еще быстрее – на 2,5–3 процентных пункта выше инфляции.

Фактическое изменение заработных плат (11%) оказалось выше запланированного (10%).

Большинство компаний по итогам 2010 г. выплатили премии, размер которых для сотрудников среднего звена в среднем оказался на уровне 2009 г. А для старшего звена управления доля переменных выплат в общем вознаграждении возросла с 26 до 30%.