Вектор


Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве Ведомостей (Смарт-версия).

Перерос интернет

Крупнейшей интернет-корпорации мира Google впору придумывать новый титул, ведь она уже давно вышла за рамки всемирной сети. Еще в 2008 г. появился первый физический продукт – смартфон на основе разработанной Google операционной системы Android. В июне 2011 г. ее партнеры – сборщики компьютеров начали продавать ноутбуки Chromebook с операционной системой Google Chrome. В августе 2011 г. Google объявила о покупке Motorola Mobility – бывшего подразделения Motorola по выпуску мобильных устройств. А теперь Google открыла первый офлайновый магазин – на Тоттенхем-корт-роуд в Лондоне: на первых порах там будут продаваться компьютеры Chromebook с аксессуарами. Подобные монобрендовые магазины есть у всех крупных производителей электроники. Инициатива Google свидетельствует о том, что компания окончательно вышла за рамки интернета. И одновременно любопытная антитенденция. Весь крупный бизнес стремится в интернет, осознавая, что не использовать онлайн-возможности – значит лишить себя будущего; но, оказывается, и ограничить себя исключительно интернетом крупному бизнесу тоже невозможно.

Покупаем все!

Еще летом президент РЖД Владимир Якунин пообещал, что продаст частным совладельцам «Аэроэкспресса» – Искандеру Махмудову, Андрею Бокареву и Максиму Ликсутову половину из принадлежащих монополии 50% акций этой компании, а в перспективе – и оставшуюся долю. Но партнеры Якунина хотят большего. Вчера Ликсутов признал, что частные акционеры хотели бы выкупить оставшийся у РЖД 51% железнодорожного оператора «Рейлтрансавто» (перевозит автомобили), а также увеличить с 25 до 75% долю в Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК), занимающейся пригородными перевозками в Москве и Московской области, выкупив по 25% у РЖД и правительства Подмосковья. Но если «Аэроэкспресс» и «Рейлтрансавто» – прибыльные компании, то ЦППК – убыточная, как и все пригородные операторы, и, как не раз говорили сотрудники РЖД, без госсубсидий они существовать не могут. Зачем частным инвесторам такая компания, сами акционеры не говорят. Но без субсидий та же ЦППК работать вряд ли сможет: ведь даже аэроэкспрессу в Казани, пассажирами которого по умолчанию станут достаточно состоятельные люди, потребуется 100 млн руб. госпомощи в год, признал Ликсутов. Вероятно, частникам вести жесткие переговоры о предоставлении субсидий либо же об отмене невыгодных рейсов электричек будет сподручнее, чем государственной РЖД.

Удалил клиентов

Сбербанк перевел на удаленные каналы обслуживания (все, что не связано с подходом к окошку операциониста, – интернет, терминалы и банкоматы) более 65% транзакций своих клиентов, отрапортовал вчера старший вице-президент банка Денис Бугров. Учащегося танцевать слона, похоже, не остановить: в 2008 г. на операции через «окошко» приходилось 75% операций госбанка. К началу 2014 г. согласно его стратегии доля должна быть втрое меньше. Сбербанк приложил огромные усилия, чтобы пенсионеры стали оплачивать коммунальные услуги через терминалы, – это и стало залогом успеха. «Для госбанка это, конечно, своего рода прорыв, хотя нужно знать его клиентов, чтобы оценить цифру», – рассуждает один из розничных банкиров. Уровень проникновения дистанционных услуг у наших банков далек от идеальных 90%, и дело здесь не только в инфраструктуре самого банка и психологии его клиентов, это еще зависит, например, от проникновения интернета, которым в нашей стране особо не похвастаешь. По данным TNS, в августе в России было 34,8 млн пользователей интернета (от 12 лет) – чуть более 20% населения.

Не рискуют с пробегом

Вчера крупный автодилер «Рольф» раскрыл детали совместного с чешской группой AAA Auto проекта по торговле подержанными автомобилями (см. статью на стр. 10). Чешская группа, занимающаяся исключительно продажей подержанных машин, несколько лет пыталась пробиться в Россию, но до открытия торговой площадки дело не доходило, в том числе из-за проблем с поисками надежного местного партнера. Когда появилась информация о ее переговорах с одним из крупнейших российских дилеров, конкуренты заинтересовались: неужели «Рольф» решил окончательно отказаться от продажи автомобилей с пробегом? Несколько лет назад «Рольф» много говорил о намерении развивать этот проект, cоздав отдельное подразделение Bluefish, но дело оказалось хлопотным, и он был фактически заморожен. А тут еще продажи новых автомобилей стали восстанавливаться — и «Рольф» в начале года объявил о намерении сосредоточиться именно на них. Но подержанные автомобили ему все-таки нужны — как средство продажи новых по схеме трейд-ин. Судя по условиям партнерства с AAA Auto, часть полученных по этой схеме машин с пробегом «Рольф» при желании сможет отдать для последующей продажи опытным в таких вопросах чехам. Но оценкой и приобретением машин, сдаваемых взамен новых, по-прежнему будет заниматься Bluefish. Видимо, в «Рольфе» посчитали, что контроль на «входной» стадии сведет к минимуму риск неудачного партнерства.