Доехал до Китая


Впервые основным рынком сбыта для крупнейшего в России производителя руды – «Металлоинвеста» стала не наша страна, а Китай. Россия – ключевой рынок, 32% выручки по итогам первого полугодия, заявил вчера «Интерфаксу» гендиректор компании Эдуард Потапов. Однако, если брать объемы отгрузки, доля КНР теперь намного выше.

Общие поставки основной продукции «Металлоинвеста» выросли в первом полугодии на 18% к тому же периоду 2010 г., составив 14,4 млн т (руда, окатыши, брикетированное и прямовосстановленное железо), следует из материалов компании к отчету по МСФО. При этом на Китай пришлось 39% отгрузок, а на Россию – 25%. Для сравнения: по итогам 2010 г. соотношение было 27% против 35%. Хотя Россия все еще доходнее: доля Китая в выручке – около 20% (против 4% годом ранее), а нашей страны – те самые 32% (против 45%).

Такие перемены абсолютно логичны, констатируют эксперты: китайский рынок – это 2/3 мирового потребления железорудного сырья, отмечает аналитик «Ренессанс капитала» Борис Красноженов, а российский рынок избыточен по руде, добавляет Дмитрий Смолин из «Уралсиба». «Металлоинвест» и дальше готов увеличивать поставки в Китай и в целом в Азию, если там будет расти потребление, отмечает представитель компании, но точные прогнозы не раскрывает.

Полугодовая выручка «Металлоинвеста» выросла к 2010 г. на 54% до $5,13 млрд, EBITDA увеличилась на 63% до $1,98 млрд. Рентабельность по этому показателю составила 39% против 37% годом ранее («Металлоинвест» уже год удерживает абсолютное лидерство, если брать российский металлургический сектор в целом, с учетом сталеваров). А чистая прибыль компании выросла на 89% до $985 млн. «Металлоинвесту» помогают высокие цены на сырье и растущий спрос со стороны того же Китая, отмечает Смолин. В первом полугодии руда стоила в среднем $180/т, напоминает Сергей Донской из Societe Generale. Сейчас цена – около $170, добавляет Донской, до конца года она останется примерно на том же уровне, а вот в следующем году цены могут упасть на 10–15%.