Премия "Ясная поляна" досталась классику Фазилю Искандеру и писателю будущего Елене Катишонок

Премию «Ясная поляна» получили один современный и один будущий классик – Фазиль Искандер и Елена Катишонок, по-разному рассказывающие читателю об одном
С.Портер

Награжденная в номинации «ХХI век» семейная сага Елены Катишонок «Жили-были старик со старухой» (см. «Ведомости» от 27.07.2009) шла к российскому читателю долго. В 2006 г. она была впервые выпущена в Бостоне, где последние двадцать лет и живет автор, крошечным тиражом; спустя три года, после долгих странствий по электронным ящикам самых разных людей, – в петербургском издательстве «Геликон плюс», тоже тиражом мизерным. В 2009-м попала в короткий список премии «Русский Букер», но и тут... не то чтобы издатели встали в очередь. Пока издательство «Время» не сделало наконец эту и другие книги Елены Катишонок, включая сборник стихотворений, доступными и для москвичей.

В продолжительности пути прозы Елены Катишонок к признанию помимо самого очевидного (издатели инертны и вяло реагируют на незнакомых авторов) есть и другое: успех к семейной саге «Жили-были...» не случайно пришел именно сегодня. Похоже, как раз к 2011 г. российский читатель и чутко реагирующий на спрос издатель дозрели до исторической прозы о ХХ в. В последние несколько лет мемуары «ровесников ХХ в.», равно как и «ровесников революции», – причем не «замечательных», а самых обыкновенных людей – вошли в моду. Что и естественно: чем дальше от ХХ столетия, тем неизбежнее оно превращается в историческую экзотику – в медленно опускающийся на дно мир без мобильников и интернета, зато с механическими будильниками, заводящимися «против часовой стрелки» (так называется вторая часть саги о старике и старухе. – М.: «Время», 2010). И еще, учитывая безнадежность творящейся вокруг политической реальности, российский читатель, возможно, заново открыл для себя ценность частной жизни, существования в семье: в какую еще крепость, как не в собственный дом и род, деться?

В рассказанной Еленой Катишонок истории старика и старухи присутствует по крайней мере одна загадка: в ней отсутствует энергичный сквозной сюжет, тянущий тебя за собой. Тем не менее от книги совершенно невозможно оторваться. Потому что невозможно оторваться от ее героев: добродушного старика, гневной старухи, их пятерых детей, которые выписаны так объемно и живо, что непостижимым образом они действительно превращаются в живых людей. И за судьбами их следишь с тем же участием и интересом, что и за жизнью собственных близких. Все это несмотря на то, что, как призналась писательница, старик, старуха, их дети, внуки и внучка – выдуманы (см. интервью с Еленой Катишонок – «Ведомости» от 8.12.2010)! Рискнем предположить, что Елена Катишонок приоткрывает нашей словесности новый путь – в квазидокументальную художественную прозу, сила воздействия которой не в слепящей выразительности метафор, не в динамике сюжета, а в ощущении подлинности изображенной жизни, рассказу о которой язык должен просто не мешать.

Во второй номинации, «современная классика», жюри наградило Фазиля Искандера – более достойного выбора и вообразить себе, кажется, невозможно. Общественно-литературный результат премии усиливает и то, что в этом году творчество двух ее лауреатов срифмовалось: иначе, чем Елена Катишонок, но Фазиль Искандер проповедует те же ценности – эпос как литературную форму, юмор как интонацию, существование в русле традиции и рода как форму выживания.