Тридцать картин Василия Кандинского привезли в Пушкинский музей

В Пушкинском музее опять большое событие. Тридцать картин Кандинского – только половина выставки мюнхенской галереи Ленбаххауз, второй интереснейший сюжет – экспрессионистская живопись его подруг и приятелей по «Синему всаднику»
М.Стулов

Больших абстрактных картин Василия Кандинского – титульных его произведений – на мюнхенской выставке мало: великий «Концерт», посвященный Арнольду Шенбергу, большой этюд к «Композиции VII». Еще несколько больших полотен – не классическая абстракция, в «Восточном мотиве» вполне различимы люди в тюрбанах, а в «Горе» – пейзаж и всадник. Впрочем, и в «Концерте» можно разглядеть публику. Зал с этими великолепными мажорными красочными симфониями – триумфальный финал выставки «Кандинский и «Синий всадник».

Начинается она тише. Маленькая прелюдия – психологический реализм портрета Франца фон Ленбаха и агрессивный символизм картины Франца фон Штука коротко представляют галерею и город, а также напоминают о неизбежности перемен в классической живописи, дальше по традиционной дороге ей идти было некуда.

Кандинский и начинал не как все. Вереница его ранних пейзажей, за исключением нескольких явно пробно-подражательных, – это не поиск себя, а самый настоящий Кандинский, с кипучим красным, божественно синим, взрывным желтым и гармоничными взаимоотношениями между ними. Так что все показанные пейзажи, виды кладбища и паровоза есть не списки с натуры, а сочинения на тему «движение цвета в пространстве».

Цвет и у раннего Кандинского такой мощи, что кажется, его мюнхенские друзья писали другими красками – не такими звучными.

Даже Алексей Явленский, сильный и дерзкий, представленный на выставке отличными вещами, в том числе и вопиюще грубой «Зрелостью», рядом с Кандинским бледнеет. Что же говорить об очень хороших, но менее темпераментных художниках Франце Марке и Августе Маке – для них выставочное соседство с Кандинским губительно. Ну а живописный талант Габриэлы Мюнтер настолько скромен, что и в экспозицию она попала подругой гения.

Мюнхен можно считать местом рождения искусства ХХ века с не меньшим основанием, чем Париж. И это большое счастье для московской художественной жизни, что одновременно в Пушкинском музее идут две выставки – «Парижская школа» и «Кандинский и «Синий всадник», – представляющие главных героев европейского модернизма и их соратников по утверждению нового искусства.

Выставку из галереи Ленбаххауз можно было бы назвать «Мюнхенская школа», но группу художников и художниц, утверждавших, что искусство есть проявление внутренней жизни творящей его личности, что главное – экспрессия, которой не нужна конкретная форма, принято называть по имени альманаха, вокруг которого они объединились. Название «Синий всадник» возникло в 1911 году и связывало его основателей очень недолго – до Первой мировой войны.