Деньги на прокат

Государственный кинофонд выделил 86 млн руб. на прокат российских фильмов – от «Фауста» до «Смешариков»

Попечительский совет государственного Фонда кино решил профинансировать прокат пяти отечественных фильмов, решение принято на прошлой неделе, рассказал «Ведомостям» исполнительный директор фонда Сергей Толстиков. Перед выходом фильма на экран продюсеры и прокатная компания тратят деньги на печать копий картины, их доставку в кинотеатры, на продвижение фильма, в том числе наружную рекламу и телеролики, буклеты и т. д.

Так, на прокат «Фауста» Александра Сокурова было выделено 15 млн руб., фильма «Жила-была одна баба» Андрея Смирнова – 28 млн руб., мультфильма «Смешарики» – 28 млн руб., «Елены» Андрея Звягинцева – 10 млн руб., «Сибирь, мон амур» Вячеслава Росса – 5 млн руб. Все эти фильмы (кроме «Елены») выйдут на экраны российских кинотеатров в октябре – декабре этого года. Прокат «Елены» начался в конце сентября.

Генеральный продюсер «Смешариков» Илья Попов говорит, что общий бюджет на прокат и продвижение мультфильма составляет около 140 млн руб. Получается, кинофонд профинансирует пятую часть этого бюджета. Получить аналогичные данные по другим четырем картинам, прокат которых решил профинансировать фонд, не удалось.

Больше всех на прокат своей картины просили у фонда создатели «Фауста» – почти 100 млн руб. Фонд в этом году уже выделил 42 млн руб. на завершение производства картины. После того как «Фауст» был награжден «Золотым львом» на Венецианском кинофестивале, создатели фильма рассчитывали на широкий прокат. Теперь, как сообщил «РИА Новости» продюсер «Фауста» Андрей Сигле, картина выйдет только ограниченным прокатом в ноябре-декабре. «Фауст» – выдающийся фильм, но эта картина для ограниченной аудитории и выпускать ее на тысяче копий бессмысленно, объяснил решение попечительского совета Толстиков.

По словам Александра Роднянского, продюсера «Елены» (фильм получил приз «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля), деньги на прокат и продвижение картины тратятся «крайне осторожно» – бюджет на эти цели составляет 13 млн руб. «Я практически уверен, что мы вернем полученные деньги фонду, у нас хорошие результаты начала проката, – говорит Роднянский. – Для меня это одна из целей проекта: сделать работающую бизнес-модель авторского кино и показать, как можно и нужно возвращать деньги инвесторам».

В прошлом году правительство изменило порядок госфинансирования кино: вместо того чтобы выделять деньги на отдельные фильмы через Минкультуры, средства (в 2010 и 2011 гг. – по 2 млрд руб.) через Фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии распределяются между продюсерскими компаниями – лидерами индустрии (восемь – в 2010 г. и семь – в 2011). Каждая компания получает по 250 млн руб., а затем защищает в фонде список фильмов, на которые потратит деньги.

Фонд тратит деньги прежде всего на производство фильмов, но также и на их прокат. Получая деньги на создание фильма, продюсерская компания возвращает фонду только несколько процентов от выделенной суммы. Если же кинофонд финансирует прокат, то продюсерская компания возвращает ему долю от доходов пропорционально инвестициям в продвижение фильма, объясняет Толстиков. Так, если фонд профинансировал половину бюджета фильма на продвижение, то обратно он получит 50% от доходов картины в прокате после вычета доли кинотеатров. Для фонда такие инвестиции выгоднее. Например, вложив в прошлом году 30 млн руб. в прокат «Брестской крепости», фонд получил обратно почти столько же, рассказал Толстиков. Всего в прокате России и СНГ, по данным журнала «Кинобизнес сегодня», этот фильм собрал $4,4 млн.