Туристы поддержали Грецию

Греция по итогам летнего сезона впервые вошла в пятерку самых популярных у россиян стран пляжного отдыха, уверяют туроператоры. Но признаются: заработать на увеличении турпотока им не удалось
Fotolia/ PhotoXPress

Определенно можно сказать, что Греция из топ-10 стран для пляжного отдыха россиян перешла в топ-5, заявил «Ведомостям» вице-президент Ассоциации туроператоров (АТОР) Дмитрий Горин. Официальной статистики о выезде российских туристов за лето еще нет, продолжает он, но, судя по продажам билетов и туров, в пятерку самых популярных пляжных направлений в этом году вошли Турция, Болгария, Испания, Хорватия и Греция. Греция, по его словам, потеснила Тунис и Египет.

«Таких продаж туров в Грецию, как этим летом, не было никогда: рост турпотока месяц к месяцу колебался от 30 до 60%», – рассказывает Горин. В компании «Музенидис тревел», одном из крупнейших операторов по Греции, рост турпотока с начала года по конец сентября составил 65% по сравнению с теми же месяцами прошлого года, рассказал гендиректор компании Александр Цандекиди. Крупный оператор «Натали турс» зафиксировал рост спроса на Грецию с начала года на 40%, сообщил совладелец компании Владимир Воробьев.

Причина в том, что греки заморозили цены на размещение и туристические услуги сразу после кризиса и с того времени не меняли их: этим летом размещение в греческих отелях зачастую стоило на 30% дешевле, чем в турецких, объясняет Горин. Российские туроператоры живо среагировали на это и значительно расширили полетные программы: только из Московского авиационного узла этим летом вылетало около 70 рейсов в неделю, это сопоставимо с самым популярным направлением – Турцией, продолжает он. Этим летом россияне заняли первое место по числу постояльцев в греческих отелях, знает Горин. Кроме замороженных цен фантастическому успеху Греции помогла нестабильная политическая ситуация в Тунисе и Египте. Интерес к турам в Грецию подогрели и сообщения о многочисленных несчастных случаях с россиянами в странах массового туризма – Египте, Тунисе и Марокко, добавляет Цандекиди.

Спрос на Грецию продолжает расти и по итогам года турпоток может превысить уровень прошлого года на все 80%, но, к сожалению, на доходах туркомпаний это не отразится – большая часть операторов завершит сезон если не в ноль, то в минус, говорит Цандекиди. Рост доходов «Музенидиса» он оценивает максимум в 8–10%. Объемы продаж большие, но сами туроператоры работают почти в ноль, соглашается Горин. Туркомпании демпинговали, объясняет он: были предложения и за 199 евро за неделю, и за 99 евро. Дело в том, что сам рост спроса отчасти и был вызван ценовыми войнами между операторами: на некоторые направления, особенно на острова, с начала лета наблюдался переизбыток перевозки, в отдельные периоды число нераспроданных мест доходило до 20–25% от общего числа – в такие моменты и появлялись предложения о продаже недельных туров по 99 евро на человека, рассказывает Воробьев.

Снижали цены и сами греки, продолжает Цандекиди. В результате турпутевки подешевели в среднем на 20–25% по сравнению с прошлым годом, продолжает он: в этом году средняя путевка на неделю стоила 700 евро с человека с проживанием в 4-звездочной гостинице.

«Россияне стали для греков приоритетом, особенно после того как от них фактически отвернулись европейские страны, их турфирмы сокращали свои квоты в греческих отелях, а российские операторы не терялись и наращивали», – рассказывает Цандекиди. В итоге греки не прогадали: сезон для них благодаря россиянам оказался удачным, заключает он. «Прогноз [по росту доходов от туризма] позитивный, особенно учитывая проведенное сокращение ставки НДС [с 11,5 до 6,5% на размещение иностранных туристов и с 23 до 13% на питание] и недавние потрясения в Северной Африке, которая всегда была конкурентом Греции в туризме», – говорится в ежегодном отчете Банка Греции.

Туризм – единственная отрасль в кризисной Греции, которая продолжает устойчиво расти. По данным World Travel and Tourism Council, на туризм приходится около 16% ВВП Греции. По сообщению Банка Греции, поступления от туризма за январь – июль 2011 г. выросли до 5,5 млрд евро ($7,5 млрд) против 4,8 млрд евро в те же месяцы 2010 г. Число посещений за этот период увеличилось на 11,4%.