Советы консультанта: От помбура до Барака


Помощник бурильщика (сокращенно помбур) живет в вахтовом поселке в тайге за Нижневартовском. Выходя ранним утром на работу, он хорошо понимает, что все новости узнает последним: соберутся ли бурить новые скважины или, наоборот, забросят сегодняшние, поднимут зарплату или уволят – все это если кому и известно, то явно не ему. Но, наверное, все видно из конторы в Нижневартовске...

Руководители в Нижневартовске читают газеты, интернет, видят пляску цен на нефть, постоянно отвечают на запросы из головной компании, не получая взамен никакой информации, – и испытывают чувство полной беспомощности. Будет ли закуплено новое оборудование? Продолжим ли разведочное бурение? Все зависит от цены на нефть. А какая она будет, эта цена? Вот в Москве наверняка знают...

Президент нефтяной компании в Москве вхож в Кремль – он как губка впитывает информацию и слухи и постоянно и остро ощущает тотальную неопределенность. Штормит мировую экономику. Штормит политику. Как управлять громадной инертной компанией при таком количестве неизвестных? Есть только один человек в этой стране, которому понятно будущее, и этот человек сидит в Белом доме...

В свою очередь премьер Путин прекрасно понимает зависимость страны от мировой экономики, от политических и экономических решений самой мощной в мире державы и ее президента...

А в другом Белом доме пригорюнился Барак Обама: он отчетливо видит, что не может не только повлиять на мировые события, но даже предсказать их.

Неопределенность царит по всей цепочке: каждый уверен, что тому, кто выше, виднее, а самому верхнему остается уповать только на Господа Бога. Мы осознали эту закономерность в ходе стратегической сессии с членами правления одной нефтяной компании и назвали ее «вертикалью неопределенности – от помбура до Барака». Существование этой вертикали говорит о том, что мы всерьез и надолго вступили в эпоху турбулентности, где предсказать отдаленное или хотя бы ближайшее будущее принципиально невозможно – его не знают ни политики, ни экономисты, ни инсайдеры корпораций, ни ясновидящие. Нам хочется найти надежный прогноз, мы не можем поверить в то, что его не существует, но потраченное на поиски время уходит впустую.

Любая бизнес-стратегия опирается на долгосрочный прогноз рынка. Без стратегии мы, руководители бизнеса, становимся слепыми щенками, которые беспорядочно тычутся во все стороны. Строить ли новый завод? Возьмем кредит, построим, а продукция окажется никому не нужна – банкротство. Не станем брать кредит и строить завод – а рынок пойдет вверх, и нас вытеснят конкуренты. В эпоху неопределенности классическая стратегическая модель управления не работает. На что же тогда ориентироваться? На собственный оптимизм и пессимизм? Не слишком ли слабый ориентир? (Кстати, вы не замечали, что экономические прогнозы в наше время отражают не столько реалии, сколько уровень оптимизма или пессимизма автора?)

Альтернативный подход к управлению я не придумал, а лишь подсмотрел в реальности и назвал оппортунистическим. Стратегическое управление требует предвидения и долгосрочного фокуса. Оппортунизм основан на наблюдении и требует прежде всего гибкости и умения мобилизоваться. Оппортунизм – это поиск и реализация бизнес-возможностей, искусство тактического управления. Под возможностью оппортунист понимает потенциальный проект, который может быть профинансирован за счет прибыли и даст существенную отдачу в течение года, максимум – двух.

Очевидно, что оппортунизм – эффективный метод управления для тех видов бизнеса, где инвестиционные циклы коротки: торговля, консалтинг, услуги населению, IT-бизнес. Менее очевидно, но гораздо более интересно то, что оппортунистическая парадигма работает и в таком инвестиционно затратном бизнесе, как нефтянка (не случайно я начал с нее свою заметку). Дело в том, что нефтяник работает практически вслепую: только пробурив скважину, он понимает, где бурить следующую и нужно ли вообще это делать. Другими словами, на макроэкономическую неопределенность в нефтянке накладывается геологическая. Попытка стратегического долгосрочного планирования в нефтянке тормозит бизнес.

Пирамида, в которую сегодня выстроились все виды неопределенностей – макроэкономическая, политическая, геологическая, технологическая, социальная, – не оставляет стратегам шансов. На смену визионерам приходят оппортунисты и искатели. Это не просто иной тип управления – это другой психологический тип лидера. Именно они и только они могут быть успешны в эпоху тотальной неопределенности – от помбура до Барака.