Фотограф Анни Лейбовиц объединила глянец и семейный альбом

В торжество высокого глянца – парадные портреты знаменитостей – Анни Лейбовиц добавила скромные снимки про свою боль и радости. И превратила гламурную выставку в страстную публичную исповедь

На мой вопрос, не была ли для нее публикация интимных снимков нравственной проблемой, Анни Лейбовиц ответила, что, когда у тебя кто-то умирает, ты как будто сходишь с ума. Тогда она верила, что все делает правильно, фотографии складываются в историю, а сейчас начала задумываться, надо ли так.

Тогда, пять лет назад, потрясенная смертью любимой и отца, Лейбовиц выпустила книгу, где прославившие ее фотографии знаменитостей – образцовые портреты главных героев нашего времени – объединила со скромными черно-белыми снимками своих родителей, маленькой дочки Сары и Сьюзен Зонтаг, долго болевшей, так много для Анни значившей. Из книги получилась имеющая успех выставка, она давно путешествует по миру и после петербургского Эрмитажа остановилась в Пушкинском музее.

Анфилада залов первого этажа Отдела личных коллекций музея заполнена большими фотопортретами всем известных персон – актеров, художников, писателей, спортсменов, политиков. Каждый портретируемый выглядит исключительно значительно, что голая беременная Деми Мур (одна из сенсационных удач фотографа Лейбовиц), что старый – лысая голова, пигментные пятна – Уильям Берроу, что Брэд Питт, порочным красавцем развалившийся на кровати, или ангелически золотая Николь Кидман, чудное виденье. Даже отпетая рокерша Патти Смит здесь величественна, как вдовствующая королева. Зато королева Елизавета смотрится скромной домохозяйкой во дворце.

Заказные фотографии Лейбовиц суперкачественны, многие побывали на вершине славы – обложках глянцевых журналов. Но испытывать какие-то чувства при созерцании апофеоза техничной многозначительности так же проблематично, как в залах академической живописи. В начале карьеры Лейбовиц снимала дерзко, но забронзовела за сорок лет жизни среди первых лиц американской массовой культуры. Не прибавляют радости и портреты природы, тоже широкоформатные и величественные.

Все меняется, когда смотришь маленькие снимки из семейного альбома: отец и мать – еще молодые, с детьми, перед положением во гроб. Сьюзен в нью-йоркской квартире, в больнице под капельницей, голая в ванне, прикрывающая рукой отсутствие груди, на самолете перед полетом в клинику и – лучшая фотография выставки – изящная, стоящая среди скал перед светящейся Петрой. Нежная, истинный ангел, дочь Сара, рожденная в 51 год, о чем свидетельствует невзрачный снимок голой беременной Лейбовиц с неблестящим, в отличие от Деми Мур, животом.

Рассматривать такое без грусти и сочувствия могут только жестокосердные. Но будь интимная серия показана сама по себе, без великосветского окружения, кто знает, не показалась ли бы она мрачной и даже банальной – многие цеплялись за фотоаппарат, глядя на умирающих близких. Но высокого класса фотограф Анни Лейбовиц умеет достичь эффектного контраста света и тени, насыщенности и пустоты, отчуждения и сердечности.