В Третьяковке злоупотребили реконструкциями

В Третьяковской галерее на Крымском Валу открыли выставки, где главное не подлинники, а новоделы – реконструкция «Рабочего клуба» Александра Родченко и реализация эскизов Владимира Татлина
А.Махонин

Выставка «Бесконечная Татлин Чаша Великого» (название – начало поэтического высказывания Николая Пунина) открыта к 125-летию со дня рождения действительно бесконечно одаренного человека, художника, мечтателя, изобретателя новых форм. Но это скромная выставка.

Вот семнадцать лет назад, без всякого юбилея, но в период небывалого энтузиазма по возвращению в национальную галерею главных героев русского искусства ХХ века, гениев авангарда, Третьяковка устроила большую выставку Татлина – с подлинным Летатлиным, аппаратом для полетов, с сохранившимися контррельефами, с привезенными из разных музеев страны картинами и рисунками.

Повторение выставочного подвига показалось сотрудникам музея излишним и материально обременительным, а свежую оригинальную концепцию для юбилейной выставки они придумать не смогли. Хотя, судя по тому, что татлинское 125-летие надо было отмечать еще в прошлом году, думали долго.

В результате выставка разместилась в одном зале (№ 13) и состоит из двух частей: скромной музейной – с картинами и рисунками Татлина и зрелищной – с созданными по его проектам театральными костюмами, повседневной одеждой, стулом, чайным сервизом и санками. Одно из воспроизведений Памятника III Интернационалу стоит на лестнице галереи.

По поводу первой части нет никаких вопросов. Живописцем и рисовальщиком Татлин был великолепным, смотреть на его ранние картины и рисунки настоящее эстетическое наслаждение. Есть в них и печаль глухих земляных красок, и тревожная пестрота грубых мазков, и жесткий композиционный ритм. Бесспорно хороши и принадлежащие Третьяковке хрестоматийные «Натурщица» и «Продавец рыб» и не так часто выставляющиеся «Портрет подростка» и «Лежащая обнаженная», хранящиеся в Российском государственном архиве литературы и искусства.

Подтверждение бесконечного татлинского таланта – лаконичные и выразительные эскизы театральных костюмов. Уже в ранних, дореволюционных – к «Жизни за царя» и к «Царю Максемьяну» – заметно, насколько у художника новаторское видение.

Возможно, только от такого соседства удручающе неуклюже, нелепо и убого выглядят пошитые по эскизам Татлина костюмы – что для театра, что для жизни.

Тоже нелепо, но слишком нарядно выглядит и реконструкция шедевра конструктивизма «Рабочий клуб» Александра Родченко (зал № 11). Макет подарен Третьяковке Кунстхалле Баден-Бадена, там его соорудили к выставке «От плоскости к пространству. Малевич и ранний модернизм». Потом, наверное, не знали, куда пристроить. Как-то много новоделов собралось в музее.