Вектор


Признаков кризиса становится все больше: дешевеет нефть, падает курс рубля, компании, такие как «Норникель», пользуясь низкой ценой акций, объявляют о выкупе акций, другие, такие как Сбербанк, откладывают размещение. Все это пока отражалось только на финансовых рынках, но кризис начинает распространяться и на реальный бизнес. Так, газоконденсатный проект «Ямал СПГ» может и не получить новых иностранных инвесторов, как это планировал «Новатэк» – основной участник этого проекта. Зачем продавать долю в проекте – лучше подождать, пока рынок вырастет, ведь «Ямал СПГ» – очень интересный актив, заявил вчера первый заместитель губернатора Ямало-Ненецкого округа Владимир Владимиров. А вице-премьер Игорь Сечин вчера сообщил, что будут отложены минимум до 2012 г. и аукционы по продаже лицензий на разработку крупнейших нефтегазовых месторождений – Имилорского и Северо-Рогожниковского в Ханты-Мансийском округе с запасами 376,2 млн т. Эти месторождения требуют доразведки, объяснил он. Вряд ли и акционерам «АвтоВАЗа» удастся до конца года хотя бы определиться со схемой сделки об увеличении доли Renault-Nissan в этой компании: из-за неопределенности на автомобильном рынке сложно оценить перспективы завода и порядок инвестирования средств в него, говорит источник, близкий к «АвтоВАЗу».

ММВБ нашла друзей

Фондовые биржи развивающихся рынков BRICS создают альянс, сообщила вчера ММВБ. Цель – привлечение международных инвесторов и повышение ликвидности площадок. В альянс вошли бразильская BM&F BOVESPA, ММВБ (находится в процессе интеграции с РТС), корпорация бирж и клиринговых организаций Гонконга HKEx и фондовая биржа Йоханнесбурга JSE. Индийские NSE и Бомбейская фондовая биржа также намерены примкнуть к альянсу. К июню 2012 г. биржи начнут кросс-листинг производных финансовых инструментов на свои фондовые индексы. Также могут создаваться комбинированные совместные продукты, которые будут способствовать увеличению ликвидности всех рынков BRICS и пониманию локальными инвесторами других развивающихся рынков, объясняет президент ММВБ Рубен Аганбегян.

По данным Всемирной федерации бирж (WFE), совокупная рыночная капитализация компаний, чьи акции торгуются на шести биржевых площадках BRICS, превышает $9 трлн, а общее количество эмитентов – 9,5 млн. На ММВБ торгуется порядка 700 компаний с общей капитализацией меньше $1 трлн. Так что наш рынок, страдающий дефицитом ликвидности и недостаточным вниманием иностранных инвесторов, даже среди стран BRICS выглядит одним из слабейших. Альянс – это шанс развить его и сделать более популярным. В противном случае о серьезном партнерстве с ведущими площадками мира, как того желают многие в России, можно забыть.

Китай не поможет

Вчера в Китае премьер Владимир Путин заявил: «Чтобы занять достойное место на мировых рынках, нужно объединять усилия [Китая и России] по созданию широкофюзеляжных самолетов». Китай – заманчивый рынок. Пассажиропоток внутри страны до 2030 гг. будет расти на 7,5% в год – самый высокий показатель в мире, говорится в прогнозе Boeing: авиакомпаниям Азиатско-Тихоокеанского региона – с учетом Китая – нужно 11 450 новых самолетов, треть от потребностей всех перевозчиков мира.

Но Китай сотрудничать не спешит. Airbus и Embraer запустили в Китае сборочные линии, Boeing работает с местными производителями авиакомплектующих, Bombardier тоже пытается пробраться туда. А между ОАК и китайским авиапроизводителем Comac уже четыре года ведутся лишь консультации. «Для отдельно взятой страны создание большого самолета может оказаться крайне сложной задачей, но [проблема в том, что] и Россия, и Китай хотят быть лидером проекта», – объяснял в 2009 г. экс-президент ОАК Алексей Федоров. Китайцы мечтают сделать собственный самолет. Пока не получается: они никак не сертифицируют региональный ARJ21 (так, при испытаниях произошло разрушение крыла). В Китае с инженерами беда, говорит сотрудник ОАК: еще пара экспериментов – и будут сговорчивее. Вот, правда, ОАК похвастаться нечем – ни один пассажирский самолет не выпускается серийно.

Кризис все ближе