Зарубежная недвижимость: Кредо бренда

Компания GreubelForsey прославилась необычной архитектурой своих часов – например, наклонным турбийоном. Та же фишка использована и при проектировании новой мануфактуры марки: построенное на холме здание также выглядит покатым.
GreubelForsey

Создатели часовой марки GreubelForsey говорят, что кредо их компании – переосмысление классических часовых усложнений, например турбийона. Турбийон был изобретен в XVIII в. Луи-Абрахамом Бреге, чтобы нивелировать влияние гравитации на карманные часы. В XXI в. эльзаский часовщик Роберт Гребель и английский Стивен Форси решили создать новый турбийон для наручных часов. В 2004 г. свет увидела первая модель GreubelForsey – Double Tourbillon 30o со сдвоенным турбийоном, один из которых вставлен в другой под углом 30 градусов. На следующий год были представлены часы Quadruple Tourbillon с двумя сдвоенными турбийонами, а в 2006 г. – модель Tourbillon 24 Secondes, в которой турбийон совершает оборот за 24 секунды (в классических часах – за 60 секунд). В том же году 20% акций GreubelForsey купила Richemont Group, одна из крупнейших компаний на рынке товаров класса люкс.

Часы GreubelForsey выпускаются только в корпусах из золота или платины, лимитированными сериями и стоят сотни тысяч швейцарских франков. Уже к 2008 г. обороты компании достигли той суммы, которая позволила задуматься о строительстве собственной мануфактуры. GreubelForsey изначально расположилась в городе La Chaux-de-Fonds – центре франкоязычной часовой индустрии Швейцарии. Для новой мануфактуры владельцы компании присмотрели участок земли с фермой XVII в. на окраине города, по соседству с мануфактурами знаменитых марок Patek Philippe и Jaquet Droz. А далее все пошло, как в известной поговорке: «Если бы этого не было, это надо было бы придумать».

Для реконструкции и реставрации фермы, построенной в 1668 г. и перестроенной в 1714 г., был приглашен архитектор Жиль Тиссо, для строительства нового здания – архитектор Пьер Студер. Тиссо превратил старинное здание в шикарный представительский офис: посетители проходят в здание мануфактуры как раз через ферму – исторические двери и полы сохранены, но теперь на них расставлена ультрасовременная мебель.

Одна группа кресел установлена на месте огромного традиционного для долины Жюра камина – в прежние века он служил не только для отопления, но и позволял, например, коптить огромные объемы мяса. Сейчас сам камин демонтирован, а дымоход остался, но его стенки обшиты деревом. Восседая на этом месте, ощущаешь себя как под куполом церкви.

Здесь же, в здании бывшей фермы, расположился отдел, собирающий часы по индивидуальным заказам – не просто ради эксклюзивности места, но и с практическими целями: здание с деревянными стенами почти не создает пыли, губительной для часовых механизмов, объясняет Эммануил Вильм, гендиректор GreubelForsey.

Для новой мануфактуры Пьер Студер предложил проект «наклонного» здания, как будто вырастающего из холма. Такое решение ему нужно было для решения архитектурной задачи: он не хотел, чтобы современное здание соприкасалось со старинной фермой – это разрушало бы концепт и вредило бы обеим постройкам. В результате получился прекрасный парафраз кредо GreubelForsey: старинное и ультрасовременное здания как олицетворение старых и новых техник часовых мастеров, к тому же последнее построено «под углом», отражая ноу-хау компании – наклонный турбийон.

Здания соединены подземным переходом, под новым 3-этажным корпусом оборудована еще и подземная парковка. Общая площадь старой фермы – 470 кв. м, новой мануфактуры – 2322 кв. м, сегодня здесь трудится около 100 человек.

По словам Стивена Форси, эту ферму на окраине La Chaux-de-Fonds они присмотрели еще в 2005 г., но процесс согласования и строительства в городе долог (строительство вообще возможно только с апреля по октябрь). «После того как мы стали частью Richemont Group, процесс пошел быстрее – мы смогли задействовать их юридическую экспертизу и специалистов по недвижимости», – рассказывает Форси. Стройка началась в 2008 г., в новые здания сотрудники GreubelForsey переехали в августе 2009 г. Инвестиции в проект (включая стоимость земли) составили 11 млн швейцарских франков.

Новый комплекс GreubelForsey – это настоящий завод: здесь расположены не только центр разработки и комнаты сборки и тестирования готовых часов, но и производственные цеха, где выпускаются компоненты (70% необходимых для часов деталей GreubelForsey выпускает самостоятельно). В углу одного из цехов лежат стальные, титановые и медные прутья (высококачественный металл поставляется из Швейцарии и Германии), которые установленные тут же роботизированные станки превращают в детали с высочайшим уровнем точности. Которым все равно предстоит пройти ручную полировку, чтобы стать еще совершеннее.

Стабильная температура воздуха в помещении – критически важное условие для производства часов. Тем удивительнее, что в мануфактуре GreubelForsey нет систем отопления и кондиционирования – температура здесь поддерживается за счет естественных источников энергии (современные швейцарские промышленники помешаны на экологии).

Внешние стены 3-этажного здания мануфактуры полностью стеклянные, ведь часовщикам обязательно нужно естественное освещение, а в стеклопакетах постоянно циркулирует воздух, летом предохраняя помещения от перегрева, а зимой – от переохлаждения. Компьютеризованные жалюзи автоматически изменяют угол наклона, приоткрывая помещения солнцу или, напротив, закрывая их в зависимости от изменения температуры внутри. На 1-м этаже, в производственных цехах, воздух в стеклопакетах дополнительно проходит через систему водяного охлаждения, и в результате колебание температуры в помещениях зимой и летом не превышает 2 градусов, в среднем составляя 26 градусов по Цельсию.

На 3-м этаже, где расположен цех сборки, свежий воздух подается через вентиляционную систему и дополнительно фильтруется. Окна открывать не разрешается – это разрушит микроклимат, но нужды в этом, проведя несколько часов в здании GreubelForsey, я не почувствовал.