Отстоять тариф

Французская GDF Suez может создать опасный прецедент – она собирается оспорить в суде решение правительства заморозить цены на газ

На прошлой неделе GDF Suez, 36% акций которой принадлежит государству, подала иск в Госсовет (высший арбитражный суд Франции), в котором потребовала от кабинета министров отменить решение о замораживании тарифов на газ для населения.

Еще в июле французское правительство решило не повышать до осени цены на газ для домохозяйств и малого бизнеса (для промышленности они выросли на 3,2%). В IV квартале тарифы должны были вырасти на 8,8–10%, но в конце сентября министр энергетики Франции Эрик Бессон объявил, что с 1 октября цены для домохозяйств повышены не будут (индексация для промышленности – на 4,9%). Нужно заботиться о покупательной способности населения, объяснил Бессон.

Сдерживание цен противоречит контракту на предоставление услуг, который компания заключала с государством, и законодательству, регламентирующему повышение тарифов, следует из пресс-релиза GDF Suez. По французскому законодательству тариф должен покрывать издержки компании на поставку газа, их размер определяется по формуле, разработанной Комиссией по регулированию энергетики (CRE) и утвержденной минэнерго и минэкономики. Порядок расчета тарифа для GDF Suez был утвержден в прошлом году.

Решение правительства противоречит правилам открытого конкурентного рынка, следует из пресс-релиза CRE. GDF Suez административное регулирование обойдется в 290 млн евро только во втором полугодии 2011 г., подсчитали в компании.

В России предвыборное административное регулирование цен на энергоносители распространяется не только на естественные монополии (тарифы на газ и электроэнергию будут повышены не с начала 2012 г., а с 1 июля): правительство неоднократно отчитывало нефтяников за слишком дорогое топливо. Но нефтяникам лишь «порекомендовали» снизить цены, замечает аналитик «Тройки диалог» Валерий Нестеров.

Судебный механизм разрешения таких споров стал бы просто разрушительным, предупреждает Нестеров: предприятия протестовали бы против темпов роста тарифов на газ, которые устанавливает правительство, а «Газпром» – против слишком медленного перехода на равнодоходность. Он уже неоднократно откладывался, изначальная дата – 2011 г. – перенесена на 2015–2018 гг. Представитель «Газпрома» отказался от комментариев.